Отношение к богам
Согласно Бхагавадгите, Бог – истинный Наслаждающийся. Он порождает все творения ради своей радости (ананды). Только Пуруша, находящийся в Пракрити, наслаждается качествами, произведенными ей. Гуны (качества) отвечают за разнообразие природы. Из-за них возникает только разделение реальности и нереальности. Когда они проявляются в творении, отдельные души оказываются под их влиянием и начинают свое путешествие в мир материи и смерти.
Бог (Ишвара) не действует под влиянием какой-либо из трех гун. Он представляет Чистейшую Саттву (шуддха саттва), которая не принадлежит этому миру. Среди богов у Брахмы преобладает раджо. Он является ее покровителем.
Вишну отличает преобладание саттвы. Соответственно, он ее покровитель. Шива является покровителем тамо, преобладающей в нем. Однако все три бога — чистые существа (шивам). Они не привязаны к ним или к Природе. В целях творения и порядка, и регулярности миров они проявляют гуны для выполнения своих непосредственных обязанностей, пока они сами трансцендентны.
Гуны и самосовершенствование
Естественный ход эволюции направлен «от тонкого к плотному». Изначально вселенная существовала в виде одного космического атома, или Золотого Яйца. Сначала идеи зарождаются в умах людей. Затем возникает активность, запускающая нисходящее направление движения. Золотое Яйцо разбивается вдребезги, человек принимается за осуществление идеи. Нисхождение потока энергии продолжается до тех пор, пока, наконец, энергия не попадает в ловушку плотной формы. Солнечная система принимает определенную форму; идея воплощается в материальный продукт.
Эта игра энергии наблюдается в каждом измерении бытия, ибо материальный мир названий и форм есть не что иное, как производная этих же сил; под их действием находится даже внутренний мир человеческого ума.
Человечество — это кривая развития вселенной, сознание, спустившееся и присоединившееся к материальной форме.
При этом процесс эволюции нельзя назвать поступательным. Каждый человек содержит в себе искру сознания, которая интуитивно помнит о блаженстве неразделимого единства с космосом — истинной природе сознания. У каждого человека есть пять органов чувств для восприятия мира и пять рабочих органов, при помощи которых он действует в этом мире.
От саттвы к раджасу и от раджаса к тамасу направлен ход эволюции, хотя этот же раджас можно использовать для обращения тамаса обратно в саттву. Обладая пятью органами чувств и пятью рабочими органами, человек стоит перед выбором: либо вместе с силой гравитации всегда двигаться вниз к тамасу, либо созидать и действовать, чтобы подниматься к свету.
Человек с преобладанием саттвы смотрит на какую-то вещь, и ему открывается прошлое, настоящее и будущее этой вещи. Объект чувств мгновенно связывается в уме с его источником, и от этого источника человек прослеживает эволюцию объекта чувств через все ее разнообразные ступени к нынешней форме этого объекта — и от настоящего к будущему.
Человек с преобладанием раджаса посмотрит на какую-то вещь и использует ее в общей схеме деятельности лишь с точки зрения ее нынешней ценности.
Человек же с преобладанием тамаса вообще не обратит внимания на эту вещь, если только случайно о нее не споткнется.
Саттва — это свет, ясность и осознание. Раджас — это вдохновение, активность и страдание. Томас — это сомнение, тьма и привязанность.
Человек может по собственному выбору генерировать в своей жизни больше саттвы, а может слиться с нисходящим потоком энергии, обращаясь в тамас (что в конце концов вырождается в полную инертность и смерть). Чтобы увеличить саттву, надо пережить больше страдания, поскольку тамаспожирается огнем самодисциплины. Но страдание открывает человеку путь к свету, наслаждению и ясному осознанию собственной природы и роли во вселенной.
Тот, кто понимает эти три гуны и их природу, может распознать в себе их присутствие и действие, а на основе этого знания принять на себя ответственность за совершенствование состояния своего организма.
Он обнаружит, что еда тоже бывает саттвической, раджасической и тамасической. Он узнает, что его личные чувства играют роль безошибочного и надежного проводника к познанию взаимодействия гун в нем самом. Он осознает, что действия и события, которые порождают свет, ясность и внутреннее проникновение в суть вещей, обладают саттвической природой; что вещи, которые создают вдохновение, активность и страдание, являются по своей природе раджасическими; и что вещи, вызывающие привязанность, сомнение, неведение и спячку, имеют тамасическую природу.
Используя раджас для увеличения саттвы, человек может противодействовать гравитационной силе и воссоединить свою искру сознания с Единым Сознанием, некогда давшим ему рождение. Капля может обратно влиться в океан.
Наградой для того, кто предпринимает усилие, становится сат-чит-ананда — истина, бытие и блаженство.
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
Гуны и вкусы
Влияние пищи и режима дня
Слайд 2 Гуна – качество ума Саттва-гуна – умиротворение, духовность, просветление, спокойствие
Слайд 4 Пища в гуне невежества —
Тамас
-грязная-несвежая-полуразложившаяся-дурно пахнущая-подгнившая-покрытая плесенью-из микроволновки-приготовленная вчера (разогретая)-рафинированная-в упаковке длительного хранения
— наркотики, медикаменты- алкоголь, табак- мясо, рыба, яйца- лук, чеснок- животные жиры- содержащая много сахара и крахмала Питание в невежестве вредно для здоровья и духовного роста.
Слайд 5 Пища в гуне невежества –
Слайд 7 Пища в гуне невежества
Слайд 9
Влияние гуны невежества
(тамас) на тело и разум ТЕЛО
РАЗУМ
лишний вес скованность ожирение отложение холестерина отложение солей
сонныйнеподвижныйдепрессивныйзаторможенныйуныние
Слайд 10 Болезни
в гуне невежества
-Хронические заболевания-доброкачественные и злокачественные опухоли
Слайд 11 Пища в гуне страсти —
Раджас
-жареная-перебродившаячрезмерно выраженный вкус или запахслишком сладкая, острая, горькая, соленая, кислая, горячая, сухая, холодная, пряная К такой пище возникает зависимость, действует как наркотик.
— квашеные продукты- консервация- молочно-кислые- сыры, творог- специи и пряности — чай, кофе
Слайд 12 Пища в гуне страсти
Слайд 13 Пища в гуне страсти
Слайд 14 Пища в гуне страсти
Слайд 15 Пища в гуне страсти
Слайд 16 Пища в гуне страсти
Слайд 17 Влияние гуны страсти
на тело и разум
ТЕЛО
РАЗУМ
-напряженное
— торопливый- перевозбужденный-беспокойный-несдержанный-неспособный терпеть, отличить дозволенное от запрещенного
Слайд 18 Болезни
в гуне страсти
Заболевания: нервная система и пищеварительная система (изжога, гастрит, язва, воспалительные процессы).
Слайд 19 Пища в гуне благости —
Саттва
— пища имеет сочный, приятный, маслянистый вкус, и приятный аромат.-свежеприготовленная-приятно пахнущая-красивая на вид-слегка маслянистая-приготовленная с любовью в чистоте
-мед-сухофрукты, фрукты, соки, овощи, крупы-орехи, зерно, бобы-молочные продукты-зелень, пряности, специи в умеренном количестве-растительные масла — сливочное масло(Ги)
Слайд 20 Пища в благости — саттва
Слайд 22 Пища в благости — саттва
Слайд 24 Пища в благости — Саттва
Слайд 26 Влияние гуны благости
на тело и
разум
ТЕЛО
РАЗУМ
— гибкое — подвижное — гармоничное
— спокойный — осознанный — внимательный — проницательный — ясный -способный к концентрации и анализу -позитивно настроенный, оптимистичный
Слайд 27 Питание в благости
Слайд 28Режим дня — пищаЗавтрак — 6-7 утра. Завтрак должен быть легкийОбед
— 12 -14 дня. Максимальная сила пищеварения Ужин – не позже 18 часов. Солнце заходит, пищеварение слабеет, пища не должна быть тяжелой.
Слайд 29 Гуны проявляются
и в течение дня Утро (3 -7)
Слайд 30Режим дня в саттве:1. Самое полезное время для сна – с
21 до 3, то есть 6 часов. 2. Вставать не позже восхода солнца (с 4 до 6 утра)3. Утром принять душ, желательно холодный или прохладный.4. Утреннее время – наилучшее для занятий духовной практикой(мантры, молитва, медитация).
Гуна благости
Сила благости (или добродетели) привлекает личность к чистому образу жизни, к знанию, которое не способны получить люди, находящиеся под влиянием страсти и невежества. Благостный человек аскетичен, на внешнем плане довольствуется малым, никуда не спешит, принимает вегетарианскую пищу и ест не более чем необходимо. Его счастье заключается в деятельности во благо всего общества. Между тем он часто остается неприметен и, даже занимаясь благотворительностью, предпочитает оставаться инкогнито.
Благостных людей чаще можно встретить в сферах деятельности, так или иначе связанных с наукой или религией: в медицине их называют «врачами от Бога», в системе образования — «учителями от Бога», в религии — истинными священниками или настоящими служителями веры.
ГУНА НЕВЕЖЕСТВА (ТАМО)
Страх, разрушение, негативные эмоции. Человек, управляемый этой гуной, поступает импульсивно, необдуманно, часто агрессивен и раздражителен, ему страшно и беспокойно. В гуне невежества человек спит допоздна, а ложится далеко за полночь – именно в это время суток творятся все дела в невежестве: преступления, черная магия, драки и конфликты. Бары и ночные клубы также территория этой гуны. Человек в гуне невежества становится ленивым, сонным и бездейственным.
Еда невежества – безвкусные, несвежие гнилостные продукты, часто это фастфуды и несвежая, полежавшая еда (приготовленная больше чем за три часа до еды), сюда же относятся лук и чеснок, алкогольные напитки, мясные продукты, рыбные, яйца и даже грибы. Такое питание не принесет пользы ни здоровью тела, ни развитию духа.
Время суток невежества – ночь.
Как проявляется в делах: полное отсутствие ответственности и понимания результатов неразумных действий. Вредоносные шаги, насилие, отсутствие контроля, разрушение.
Место гуны в пространстве: иньские места, где сосредоточена неживая энергия – больницы с моргами, кладбища, скотобойня и мясокомбинат, а также подземные объекты, такие как метрополитен, подвал, шахта…
Гуна невежества
Человек, пребывающий в гуне невежества, не знает, чего он хочет от жизни и что такое счастье. Он много спит, становится инертным, начинает чем-то злоупотреблять (переедание, алкоголь, наркотики). Невежество обрекает на неквалифицированную монотонную работу с низкой оплатой труда.
А все потому, что эта энергия не позволяет человеку проявлять инициативу. Он делает свое дело как попало, не хочет брать на себя ответственность. Для невежества характерна философия эгоизма: я — центр Вселенной, мне должно быть комфортно, а больше меня ничто не волнует. Отношения в невежестве строятся на алкоголе (друг — это собутыльник) и грубом сексе. Люди в таких семьях очень жестко расплачиваются своим здоровьем, а также здоровьем своих детей. Чтобы выбраться из этого состояния, нужно изменить условия, которые подпитывают гуну невежества. Отказаться от употребления алкоголя, наркотиков, а также от жизни у телевизора. Состояние невежества в теле подпитывает также пища, которую мы едим. Продукты, которые быстро портятся, — мясо, рыба, яйца, грибы — это пища гуны невежества. Энергией невежества обладают также блюда, приготовленные более чем за три-четыре часа до еды. Поэтому для того, чтобы подняться в более высокие гуны — в страсть и благость, нужно отдавать предпочтение пище этих гун. Но самыми важными для человека, желающего преодолеть невежество, являются два фактора: первый — взять на себя ответственность за выполнение своих обязанностей; второй — поставить себе цель в жизни
Очень часто люди просто не ведают о том, насколько важно выполнение обязанностей перед своей семьей, сотрудниками, гражданами, поэтому они никак не могут вырваться из круга невежества, даже если едят благостную пищу
То же самое и с постановкой цели: мало поставить себе цель (например, хочу дорогую машину), нужно еще и обучиться тому, как ее достичь (честным трудом, а не воровством — такой путь не выведет из невежества). Когда человек в невежестве ставит перед собой цель (машина, дом ), он хочет получить уже готовый результат, то есть попасть в благость. Но сразу перейти из невежества в благость, там где есть изобилие и счастье, нельзя. Чтобы это сделать, нужно продумать подцели, то есть понять, как конкретно достичь желаемого результата, а затем начать выполнять эти действия. Это и значит перейти в гуну страсти — к энергии движения, созидания, творения. Следовательно, чтобы преодолеть невежество, необходимо искать общения с людьми, обладающими информацией, а это люди страсти и благости. Если вы решили вырваться из невежества, начните вкладывать плоды своих трудов не в развлечения и чрезмерное насыщение своего желудка, а в развитие: повышайте квалификацию, освойте новую профессию, изучите иностранный язык. И будьте готовы к переменам!
Как освободиться от трёх гун.
Очевидно, что тамасичное состояние является самым далёким от нашей же истинной природы блаженного духа, а саттвичное состояние — самым приближенным к нему. Поэтому самый верный и быстрый способ выйти из состояния тамаса (лени, депрессии, ненависти) — это начать трудиться — телом, чувствами, умом — это уже кто к чему склонен, главное — не бездельничать и не погружаться в тамасичное состояние ещё глубже.
Как гласит английская пословица:
Праздный ум — мастерская дьявола.
То есть выход из колеса перерождений в любом случае идёт через саттвичную деятельность. Как говорил Парамаханса Йогананда:
И всегда следует помнить, что:
Хотя оковы саттвы сияют они не перестают от этого быть оковами. Золотой проволокой можно связать человека не менее прочно, чем серебряной или стальной. Подобно тамасу (неведению) и раджасу (эгоистичной активности), саттва привязывает душу к телу и земному миру.
На тему трёх гун я очень советую почитать 14-ю главу Бхагавад Гиты с комментариями Йогананды, здесь я привела только маленькую часть информарции из неё, а для истинных йогов она незаменима.
И ещё есть довольно интересная и практичная книга ведического психолога Рами Блекта «Три энергии».
Тема трёх гун очень тесно связана с темой перевоплощений, о написано здесь — Реинкарнация — временные перерождения вечной души.
А пока что, мои дорогие читатели, ради своего собственного и ради блага всех окружающих, давайте все наши действия, слова и мысли сделаем, как можно более саттвичными.
Переход из влияния одной гуны в другую гуну
Сейчас следует объяснить то, каким образом та или иная энергия в человеке начинает преобладать или какие вещи заставляют ту или иную гуну активизироваться в человеке.
Гуна тамаса начинает преобладать в те моменты, когда человек неоправданно отказывается от деятельности и предпочитает делам развлечения и отдых. Также гуна тьмы проявляется в момент нахождения в обществе или месте, которое пропитано этой гуной. Таким образом, деградация человека продиктована его собственным выбором образа его действий, а также общества и места, в котором он находится. Для активизации гуны тамаса достаточно отложить дела на потом, отказаться от выполнения своих обязательств, предаваться фантазиям и побольше развлекаться и отдыхать.
Практического применения гуна тамаса не имеет и является самой губительной из всех энергий материального мира, а потому стремление к ней, очевидно, не может быть разумной целью человека.
Гуна раджаса активизируется под влиянием желаний, которые возникают от взаимодействия органов восприятия с объектами вожделения. Возжелав чего-то, человек действительно начинает активизировать гуну раджаса. Например, если молодой человек пообщается с красивой девушкой, ему захочется проводить больше времени в её обществе, что приведет его к необходимости добиваться её расположения. Под влиянием такого желания многие молодые люди начинают развиваться: читать книги, писать стихи, тренироваться и становиться лучше. Об этом и о том, к чему приводит исполнившееся желание, есть целое произведение – «Мартин Иден».
В материальном плане гуна раджаса может помочь человеку добиться целей, так как очень сильно мотивирует человека действовать и даёт ему много энергии
Для многих вещей действительно важно иметь огрмоный запас сил и мотивации, однако следует понимать, что гуна раджаса базируется именно на желании, а потому, как только трудности превысят желание, положительное влияние гуны раджаса будет становиться всё слабее и слабее, и будет проявляться негативное – гнев
Для духовной жизни раджас важен лишь в начале пути, когда человеку нужно очень много с энтузиазмом работать над собой и изучать знания, а также практиковаться. В этом случае раджас даст необходимую энергию и позволит человек действительно быстро набрать необходимые знания и опыт. Однако для успешного продвижения по духовному пути в дальнейшем следует отказаться от раджаса, так как он слишком непостоянный и базируется на стремлениях, от которых по ходу духовного пути человеку следует отказаться.
Активизируется раджас сильным вдохновением, желанием или стремлением. Так, услышав вдохновляющую речь, посмотрев мотивирующий фильм или чего-то очень сильно захотев, человек попадает под влияние гуны раджаса, которое побуждает его к действию.
Гуна саттвы – это самая трудная в плане как активизации, так и поддержания энергия материального мира, так как требует не просто какого-то действия от человека, но очень серьезного изменения взгляда и подхода относительно жизни. Для её активизации человеку следует стремиться к знаниям, приучиться к дисциплине и культивировать в себе положительные качества
Очень важное замечание заключается в том, что растраты энергии на приобретение такой энергии большие, а потому разумно будет прийти к саттве через раджас, так как если человек находится в тамасе, то у него попросту не будет хватать сил для этого
Влияние гуны саттвы будет в человеке постоянно и устойчиво, но для его взращивания потребуется действительно много сил и серьезная работа над характером. Источником гуны саттвы будут, в таком случае, являться культивированные положительные качества путём дисциплины. По мере развития этой энергии они начнут проявляться сами собой.
В действительности, основным источником саттвы являются истинные духовные знания, поэтому постижение духовной науки для человека, который стремится к саттва-гуне, является очень важным условием его успеха.
Саттва действительно требует времени, но когда она утвердится в человеке и подарит ему ощущение чистого счастья, у человека будет возникать всё меньше тяги к иным энергиям. Переживание такого чистого счастья даст совсем иные ощущения, нежели от соприкосновения с материальными наслаждениями, и всё в человеке будет поддерживать энергию благости, а энергия благости будет поддерживать человека, даруя ему как счастье и спокойное существование, так и положительные качества и успех в духовной жизни, что сделает его ещё счастливее.
Диета При Занятиях Йогой
Согласно философии йоги, материальная энергия в своей тонкой форме, делится на три части, называемые на Санскрите гунами (качествами): саттва (благость, понимание, счастье), раджаса (страсть, активная деятельность) и тамаса (тьма, невежество, инертность).
Эта энергия пронизывает всю вселенную и также участвует в образовании форм и объектов этого мира, соответственно, все, включая пищу, несет в себе отпечаток той или иной гуны. Эти три гуны естественны для этого мира, и практически всегда присутствуют в смешанном состоянии. Однако, часто преобладает одна или две гуны
Почему это важно? Независимо от того, верим мы в концепцию гун или нет, это не отменяет того факта, что пища, которую мы едим, может влиять определенным образом на наше сознание, как, впрочем, и образы, звуки, и т.д. Любой объект в той или иной гуне будет переносить свои качества на нас при соприкосновении с ним, вернее, мы будем отражать его качества в своем сознании, если у нас нет достаточной духовной силы противостоять подобному влиянию
Теперь, гуны существуют не просто так, они способны вызывать определенные состояния сознания, некоторые нам будут приятны и желанны, других же захочется избежать. Например, соприкасаясь с гуной благости, человек начинает чувствовать удовлетворение, радость, счастье, к нему приходит знание и понимание вещей, устройства вселенной, чистота в мыслях и действиях, и т.д. Практика йоги в благости принесет максимально возможные положительные результаты. Наиболее простой способ поднять свой уровень благости — есть пищу в гуне благости.
Гуна страсти связана с активной деятельностью и удовлетворением материальных желаний. В принципе, звучит нормально, но проблема в том, что в этой гуне отсутсвует полноценное удовлетворение, т.е. несмотря на активное удовлетворение чувств, человек может оставаться неудовлетворенным. Это приводит к беспокойству в уме, и, в конечном счете, ведет к погружению в гуну невежества.
Гуна невежества характеризуется инертностью, беспамятством, отсутствием знания и понимания, и сопряжена со страданиями. Очевидным примером человека в гуне невежества может служить пьяница, лежащий в сточной канаве.
Наша задача — стараться находиться под влиянием гуны благости.
На самом деле, не всегда плохо, если присутствуют разные гуны. Например, сон — это проявление тамаса, однако, он необходим. Также, разное время суток характеризуется влиянием разных гун, например, утро — благость, день — страсть, вечер и ночь — невежество.
Также все три гуны могут присутствовать в одном объекте, в связи с его состояниями. Например, яблоко — фрукт в благости (саттва), однако, когда яблоко находится в процессе созревания — это проявление страсти (раджаса), т.е. активности, а если яблоко перезрело или начало гнить, то это уже гуна тьмы или невежества (тамаса).
Деятельность
Деятельность в благости – это целенаправленная упорядоченная деятельность, приносящая благо всем. Действия в энтузиазме или сильном интересе, при отсутствии привязанности к результатам деятельности, без ожиданий и беспокойств
Внимание сосредоточено на том, что происходит сейчас, а не на том, что могло бы произойти в будущем, или «к чему могут привести мои действия». В такой деятельности нет эгоизма, гордыни, конкуренции, негативных эмоций и состояний
Присутствует чувство ответственности за себя и других.
Деятельность в страсти диктуется эгоистичными материальными желаниями, жаждой личного наслаждения. Имеет место привязанность к результатам своего труда (действий), явно выраженная конкуренция, борьба, желание урвать «кусок побольше», «получить признание своих заслуг» и т.д. Деятельность в страсти обычно сопровождается жадностью, злостью, неразумным эгоизмом, нечистыми мыслями и хитрыми действиями. Ответственность только за себя и перед собой. Такая деятельность приводит к постоянной смене полюсов дуальности «удовольствие — страдание», что вызывает разочарование, вводит человека в депрессию, вызывает болезни, и окончательно погружает в гуну невежества.
Деятельность в невежестве – это действия, приносящие беспокойство и вред себе и другим, насилие, разрушение – в любых проявлениях. Отсутствие ответственности. В невежестве человек, как правило, не осознаёт последствий своих действий, а если и осознаёт, то самостоятельно изменить положение дел уже не может.
В деятельности, как и в других аспектах жизни, гуны могут смешиваться в различном сочетании и соотношении, но всегда какая-то гуна преобладает. Преобладающая гуна та, которая проявляется чаще и ярче других.
Саттвичная диета для трех дош
Саттвичная диета для Вата-доши
Выявлено, что люди этой конституции склонны к гуне раджас, и для баланса им нужна саттвичная и чуть тамасичная еда.
Людям с Вата-дошей следует исключить из своего питания:
- мясо, рыбу и яйца;
- чеснок и лук.
Осторожно и с ограничением можно допустить применение соли, красного и черного перца, горчицы. Также рекомендуется не принимать тамасичные травы (валериана, мускатный орех)
Вместе с тем Аюрведа допускает применение во время болезней некоторых тамасичных и раджасичных продуктов, но неживотного происхождения
Также рекомендуется не принимать тамасичные травы (валериана, мускатный орех). Вместе с тем Аюрведа допускает применение во время болезней некоторых тамасичных и раджасичных продуктов, но неживотного происхождения.
Саттвичное питание для Питта-доши
Людям с Питтой также свойственен раджас, но в меньшей степени. Им нужно исключить такие продукты питания:
- бобовые (кроме тофу, маша);
- редис и репу;
- продукты животного происхождения.
Также не рекомендуется людям с конституцией Питты переедать и налегать на сахар.
С осторожностью использовать раджасичные и тамасичные травы с горьким, сильно вяжущим и острым вкусом
Саттвичная еда для Капха-доши
Люди с Капха-дошей, которые отличаются своей тяжестью и инертностью, подвластны тамасу. Отсюда им, наоборот, предписывается больше раджасичная (возбуждающая, активизирующая) диета, чем саттвичная.
Таким людям желательно исключить из питания:
- мясо и другие продукты животного происхождения;
- бобовые (кроме маша и тофу);
- горячие специи.
Из саттвичной пищи им рекомендуются цельные крупы и специи.
В завершение хотелось бы напомнить, что состояние человека (то есть, в состоянии какой гуны он находится) зависит от его окружения, от людей с кем он тесно контактирует: взбудораженные и эмоциональные люди передают ему энергию раджаса, ленивые и апатичные люди наделяют энергией тамаса, а спокойные и счастливые люди – энергией саттвы.
Отсюда – вывод: стараться находится рядом с уравновешенными и позитивными людьми. Ну и, конечно, самому быть таким.
Желаю Вам Любви и саттвы!
Лада