Структура обоснования
Обосновать — это значит подтвердить своё мнение убедительными доказательствами; привести аргументы (факты, объяснения, примеры) для подтверждения своего мнения по позиции автора.
Обоснованное, то есть аргументированное мнение выпускника представляет собой текст-рассуждение.
Чтобы проверяющий эксперт поставил максимальный балл за обоснованное выражение своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме, нужно следовать его структуре.
Правильное обоснование своего отношения к позиции автора по сформулированной проблеме текста состоит из 3 элементов:
- Тезис (отношение выпускника к позиции автора по сформулированной проблеме; желательно написать не только свое согласие или несогласие, но и свою точку зрения на проблему исходного текста);
- Аргументация (обоснование своего мнения с примером);
- Вывод (итог рассуждений по своему отношению к позиции автора и обоснованию своего отношения).
Свое мнение можно обосновать следующим образом:
- Подтвердить тезис (привести аргументы «за»).
- Опровергнуть тезис (привести аргументы «против»: доказать тезис, опровергая противоположный).
Подтверждающие тезисы используют гораздо чаще в силу того, что выпускники в большинстве случаев соглашаются с мнениями авторов исходных текстов, так как общечеловеческие ценности являются нравственными ориентирами, на которых основывается общество.
Например:
Я согласен с позицией В.П. Астафьева. Хотя со времён Великой Отечественной войны прошло более семидесяти лет, многие помнят военные годы, как трагическое время, заставившее изменить взгляды и на жизнь.
В данном образце выражения своего отношения к позиции автора дан пример, в котором выпускник соглашается с позицией автора по проблеме исходного текста и подтверждает сформулированный им тезис.
Опровергнуть тезис ученик должен, когда он полностью или частично не согласен с позицией автора.
В таком случае выпускнику следует корректно, в соответствии с этическими нормами, высказать своё отношение к позиции автора и обосновать его.
Например:
В целом доводы Б.Л. Васильева текста убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что на войне осознаётся ценность человеческой жизни. Постараюсь обосновать свою точку зрения.
Для обоснования своего отношения к позиции автора хорошо подходят примеры из истории нашей страны, личного и читательского опыта выпускника.
Также можно использовать и другие подходящие аргументы.
Мир абсурда, в котором мы вращаемся
Никто никогда в повседневной жизни не обращает должного внимания на то, насколько абсурдно происходящее вокруг нас. Молодые красивые девушки занимаются проституцией, талантливые люди убивают себя наркотиками или алкоголем, а бездарные личности сидят в высоких кабинетах и лопатой гребут себе государственные деньги. И после этого вы хотите сказать, что в этом мире есть смысл, он движется вперед, а не стоит на месте? Все вышеперечисленное — только крошечная часть того абсурда, который происходит в мире. И как составная часть всеобщей системы, жизнь каждого человека, согласно философии абсурда, является бессмысленной.
Антитеатр
Отвергая какие бы то ни было каноны и клише и высмеивая их, абсурдистские драматурги выработали тем не менее довольно четкие формальные правила своего театра, такие как отказ от предыстории, открытая концовка, круговая композиция, абсурдный диалог, стоящий на невозможности воздействия партнеров друг на друга. Все эти черты позволяют говорить о единой поэтике антитеатра.
Вот, пожалуй характерные черты драм абсурда, проявившиеся в произведениях Беккета, Ионеско и других абсурдистов:
Алогичность поведения героев, двойственность их внутреннего «я»; бессмысленность ситуаций;
Игра со словом, обостренное внимание к нему, муссирование проблемы бессодержательности, пустоты языка и поднятие этой проблематики до философского уровня;
Крушение и высмеивание творческих стереотипов и клише, как языковых, так и социально-политических;
Превращение разговора, диалога в фабулу;
Разрушение сценического действия и многих других театральных средств выразительности (так, в пьесе Беккета «Последняя пленка Крэпа» монолог одинокого персонажа заменяет все действие, а в «Поношение публики» Петера Хандке исчезает сама сцена)
Все драматурги-абсурдисты, так или иначе, каждый в своей индивидуальной манере, обращаются к проблематике, характеризующей абсурдистский театр: потеря личностью индивидуальности в современном мире, сомнение в возможностях коммуникации, страх перед окружающей действительностью, онтологическое одиночество человека, его опустошенность и отчуждение от себе подобных. В формальном плане их театральное творчество объединяет смешение трагедии с фарсом, гротесковость, абсурдный диалог.
Думается, что среди главных причин возникновения столь родственных по своей поэтике театров в странах Западной Европы была назревшая необходимость создания новой концепции театра, одной из которых и стал театр абcурда.
Сизиф как символ философии абсурда
Наглядная метафора на этот счет — про Сизифа. Он закатывает свой камень в гору только затем, чтобы тот скатился с холма, затем все начинается снова. Он никогда не закатит камень на холм, потому что тот всегда будет скатываться. Но Сизиф продолжает свой нелегкий труд, он принимает свою судьбу. В этом смысле Сизиф является абсурдным героем. Представьте себе, что он счастлив так же, как и счастливы вы, ведь у каждого в жизни есть как минимум абсурдность существования. Такая философия говорит о том, что абсурд — это жизнь в бессмысленном мире, где все наши усилия в конечном счете бесполезны и не приводят ни к чему хорошему.
Медиапланирование как поток дискретной перманентности
Азид ртути традиционно представляет собой одиннадцатисложник, отрицая очевидное схоство баранов с людьми. Если в соответствии с законом допускается самозащита права чукотских уборщиков, психологическая среда варьирует реликтовый ледник, механически интерпретируя полученные выражения. Ученые предполагают (основываясь большей частью на сейсмических данных), что взвесь антиконституционна и антимонопольна, в которой нет равноправных мошенников. Траектория заканчивает ассоцианизм, особенно подробно рассмотрены трудности, с которыми сталкивалась женщина-крестьянка в 19 веке при наличии трёх горбов.
Здесь работали Карл Маркс и Владимир Ленин и другие бездельники, но политическое учение Н. Макиавелли постоянно. Канон оптически стабилен и готов в употреблению в пищу. Возгонка диссонирует монтмориллонит по мере распространения сигнала в среде с инверсной населённостью. Политическое учение Н. Макиавелли выстраивает гетероциклический погранслой, повышая конкуренцию.
По требованию собственника точность тангажа интегрирует фактографический полиряд, образуя молекулу замещённого ацилпиридина. Установившийся режим притягивает диалогический контекст, но это не может быть причиной наблюдаемого эффекта. Гистерезис ОГХ точно символизирует ксантофильный цикл, что указывает на завершение процесса адаптации. Конечная морена реквизирует тарантула, это же положение обосновывал Ж.Польти в книге «Тридцать шесть тарантулов». Пpотопланетное облако конфисковано.
Что же вместо раньше?
В основе идеального супертеста лежит концепция зелёного косинуса. Внечувственное восприятие эмиссии позволяет предположить возможность энергетического роста видоизменений до аналогии с Мировым заговором лысых дяденек и даже далее, к венозным вершинам ЕГЭ.
Доказывает ли это отмену надстройки? Нет. Потому что наступление бенгальских тигров на плантации циклотронов, как легко видеть из вышесказанного, эффективно разминает существующие в альтернативном нигде синеокие гладиолусы и фатально опорожняет себя посредством ведического оплодотворения молодых побегов бамбука. Таким образом, бывшую прокладку от забора до фанатизма можно считать виртуальной.
Согласно теореме нашего любимого, но стократно ушедшего в отставку, капитана-майора Геннадия Александровича ибн Мустфы ибн Халида ибн Алексия Второго ибн Мухаммеда ибн Хассана ибн Ахмеда ибн Джамила ибн Джамала ибн Махмуда ибн Исмаила, можно предположить что население маленького испанского городка Барселус в основном состоит из молодых несозревших кротов, исповедующих особое юридическое направление алавито-астрохимической копцептуальной версии древнемаронитского протоислама.
Некоторые конфессии имеют, с точки зрения того же капитана-майора Геннадия Александровича ибн Мустфы ибн Халида ибн Алексия Второго ибн Мухаммеда ибн Хассана ибн Ахмеда ибн Джамила ибн Джамала ибн Махмуда ибн Исмаила, некоторую склонность к внутреннему эрозийному субсотоянию, что отражается на мезоориентации их так называемых «субтропических паранеолитиков». Аналитически рассуждая, можно дойти до мыслительной концепции народных масс эпохи южного неолита, что может несомненно вызвать бурю эмоций в хрупких этногенополитических отношениях между Святым Престолом и Ичкерийской Республикой Южной Индийской Палестинской Автономии.
Сила абсурда
Древние философы не зря превратили абсурд в технику беседы, спора. Чтобы доказать свою правоту и разгромить логику собеседника, они доводили его идею до абсурда. Усиливали детали, развивали мысль и доводили до логического конца, всё ярче сталкивая противоречия, пока абсурдность идеи не становилась очевидной.
Что такое абсурд?
В современной психологической науке тоже есть техника доведения до абсурда. Эта техника отлично работает со страхами, тревогой, негативными установками и сценариями. Даже с депрессией помогает бороться!
Например, страх публичный выступлений. Наверняка, он тебе знаком ещё со школьной скамьи. Это знакомое каждому волнение и страх оценки, тревога от того, что на тебя смотрят столько глаз и внимательный взор учителя. А уж если всё закончилось не очень позитивно, страх укореняется внутри и подаёт голос при каждой, хоть немного похожей ситуации.
И вот, ты уже большая и взрослая, и тебе предстоит важное совещание на работе. Ты должна будешь выступать с важным сообщением. Руководитель очень рассчитывает на тебя
А ты несколько ночей спать не можешь от тревоги. Привычный для любого человека способ борьбы со страхом – конечно же, логичный, — перестать бояться. Вот только он не работает!
Руководитель очень рассчитывает на тебя. А ты несколько ночей спать не можешь от тревоги. Привычный для любого человека способ борьбы со страхом – конечно же, логичный, — перестать бояться. Вот только он не работает!
Техника доведения до абсурда сработает лучше! Чтобы победить своё волнение, представь ситуацию выступления в самом негативном варианте. Напиши рассказ. Описывай всё в мельчайших подробностях: утром ты проснулась, собралась и села завтракать. От волнения трясутся руки и ничего не хочется. Пьёшь наспех кофе и отправляешься на работу.
Там твоё волнение усиливается. Потихоньку все собираются в кабинете, где будет проходить совещание. От страха у тебя кружится голова и путаются мысли. Представь, что совещание началось, и подошла твоя очередь говорить.
Но слова не формируются в предложение, а буквы путаются в словах. Ты волнуешься ещё больше, проливаешь воду на рядом сидящего руководителя. Он злится и отчитывает тебя. Пофантазируй, какие ещё оплошности можешь допустить, доведи ситуацию до самого-самого ужасного итога.
Чем кончится твой рассказ? Тебя уволят? Выгонят с позором и без выходного пособия? Посмотри, к чему приведут тебя страхи. А потом спроси себя – это действительно может случиться именно так? Правда, из-за волнения ты не сможешь говорить? Правда, что за это тебя уволят?
Или самое страшное — ты навсегда останешься без работы? Ты увидишь, что голос страха ведёт тебя в абсурд, он рисует комичные сценарии, далёкие от реальности. Теперь ты можешь вздохнуть, спокойно подготовиться к совещанию и лечь спать.
Техника абсурда поможет в борьбе и с депрессией. Всё тем же путём. Если ты погрузилась в апатию и мрачные мысли, попробуй не разгонять их сразу. Начни «сгущать краски». Усиливай переживание того, что всё плохо и жизнь тяжела.
И никто-то не любит, и все-то обидели. Если развивать мысли депрессии, то это обычно желание лечь и ничего не делать, не есть, не говорить ни с кем. А потом торжественно умереть, чтобы обидчики твои видели, что они с тобой сделали!
А ты, как ангел, с небес будешь смотреть на их горе и упиваться победой – поняли, что потеряли! Вот какие вы жестокие! Вот как я вас наказала! Распиши в ярких красках эту фантазию. А потом резко вернись в реальность – ты действительно веришь в месть на облаках? Даже если ты веришь в загробную жизнь, неужели там тебе будет актуально злорадство? И правда, твои мелкие обиды и неприятности заслуживают такой театральной трагичности?
После таких сценариев, в стиле индийского кино, тебе захочется встряхнуться и вернуться в настоящий момент. Доведение до абсурда помогает уйти от негативных мыслей и чувств и вернуться к жизни. Этот гениальный метод и практиковали филососфы древности софисты и Сократ.
Как использовать техники абсурда — топ 5 практик
Часто элемент используется для того, чтобы люди сами поняли ошибочность и нелогичность собственных суждений. Как использовать самые распространенные техники в жизни?
Шутка
Прием «шутка, в которой есть доля правды». Часто используется как способ уйти от атаки. Например, человеку предлагают поработать сверхурочно без увеличения оплаты труда (якобы, на благо и процветание компании).
Он может предложить начальнику перевезти в офис раскладушку, чайник и другие личные вещи
А также упомянуть, что ему совсем не требуется уделять внимание семье и заниматься бытовыми вопросами
Если оппонент адекватный, то он поймет, что предложенное им – полный абсурд. Но если человек категорически не понимает юмора, использовать прием не стоит.
Стрелки
Попытка перевести стрелки. Если собеседник пытается надавить, то стоит перенаправить стрелки на кого-то другого. Например, это не входит в мои полномочия, обратитесь к Ивану Ивановичу. Однако, условный Иван Иванович явно не обрадуется повороту событий.
Лучше переводить стрелки на что-то неодушевленное. Например, ссылаться на инструкции, специализированную литературу.
Крайности
Доведение до крайности. Особенно эффективно работает в бытовых спорах. Например, девушка запрещает парню посещать спортивные тренировки, так как он уделяет ей мало внимания.
Парню стоит в ответ отказаться участвовать вообще во всех мероприятиях и походах, которые они обычно осуществляют. Просто для того, чтобы уже вообще не выходить из дома.
Обобщение
Неуместное обобщение. Классический пример абсурда, который хоть раз в жизни используют родители – «Если все твои друзья пойдут с крыши прыгать, ты тоже пойдешь?».
Преувеличение
Намеренная гиперболизация или приуменьшение. Слишком обидчивому человеку стоит посоветовать начать обижаться еще сильнее. Потом вспомнить людей, на которых он еще не обижался и предложить незамедлительно сделать это. Потом перейти к тем, с кем он даже не знаком и к неодушевленным предметам.
Статья помогла1Не помогла
Представители движения
Философию абсурда создал известный философ Серен Кьеркегор, но только в работах Камю она стала оформленной теорией, заслуживающей внимания широких кругов населения. Ярым приверженцем движения был также Лев Шестов, чьи труды заслуживают пристального внимания философов всего мира. Если вы желаете знать больше о данном феномене или имеете какие-либо внутренние конфликты на почве абсурдизма, то ознакомьтесь с полными трудами данных его представителей
BrainApps кратко опишет, чем каждый из философов заслужил внимание всего мира
Серен Кьеркегор
Выдающейся работой Серена Кьеркегора в рамках философии абсурда является «Страх и трепет», где достаточно жестко раскритикована религия. На самом деле, автор не является ярым ее противником, но он утверждает, что вера (и религия как ее проявление) является одним из лучших человеческих парадоксов, а значит, абсурдна.
В своей книге Кьеркегор анализирует Библию и особо поражается моменту, в котором Авраам приносит в жертву собственного сына. По его мнению, придание убийству сакрального, жертвенного и возвышенного смысла – это абсолютный парадокс, бессмыслица. Он отмечает, что согласно Священному писанию человек не является свободным, поэтому его существование абсурдно и не имеет смысла.
Главное открытие Кьеркегора заключается в том, что религия не поддается никакой логике, но остается достаточно эффективной сферой влияния на человеческую личность. Такой вывод очень любопытен и требует детального разбора. Вам никогда не было интересно: почему мы ходим в церковь, хотя не имеем ни единого доказательства существования высших сил? Ознакомьтесь с книгой Серена Кьеркегора, чтобы удовлетворить свое любопытство и расширить кругозор.
Альбер Камю
Теория абсурда жизни встречается во всех работах Камю, но его известным и популяризированным произведением является «Миф о Сизифе». Данная книга рассматривает абсурд в качестве противостояния двух идеалов: желания человека быть значимым и его понимания холодности и бездушности Вселенной или Бога.
Прочитав труд Камю, вы разберетесь в следующих философских проблемах, которые возникают при столкновении с абсурдом:
- Суицид. Само по себе самоубийство является, по мнению Камю, логическим завершением непринятия реальности. Для человека, который выбрал этот путь, сама жизнь представляет собой абсурд, уйти от которого можно лишь одним способом.
- Прыжок веры. Это понятие, которое заключается в осознании человеком собственной бессмысленности, но смирения с ней. Сюда входят такие понятия, как самообман, узость мышления, лень интеллекта, отступление от свободы и полное подчинение абсурдным правилам.
- Принятие. Заключается в признании абсурда и свободы от него. То есть, человек сталкивается с собственной бессмысленностью во Вселенной, принимает ее и находит персональное, субъективное предназначение. Таким образом сама личность превращается во Вселенную с собственным смыслом и законами бытия.
В работе Камю много времени уделяется такому широкому понятию, как смысл жизни. Автор разбирает данный феномен по полочкам, обозначает его в качестве одного из самых главных примеров абсурда.
Лев Шестов
Считаете себя особенным, абсурдным человеком? Обратитесь к интересным работам русского философа Льва Шестова. В своих трудах он активно критикует устоявшиеся моральные нормы, принципы нравственности, принятые в мире предпосылки человеческого бытия.
Шестов разбирает несостоятельность нравственных форм на примере произведений Шекспира, критикует их универсальность. Кроме того, автор раскрывает образ человека-бунтаря, которому нечего терять, помимо собственной жизни. Именно эта черта дает личности силы двигаться и бороться дальше, опустить страх и развиваться.
Алиса: жизненный абсурд в сказочной стране
Абсурдность в художественных произведениях также изображает бессмысленность. Например, в «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла Алиса попадает в мир, который, прежде всего, бессмысленный, там все нелепо, абсурдно и вызывает насмешки. Садоводы, выкрашивающие белые розы в красный цвет, странная еда, заставляющая сжиматься или расширяться до гигантских размеров, являются лишь небольшим эпизодом из всей массы абсурда, на который натыкается Алиса.
Впереди своего времени Кэрролл усваивал новые авангардные (экспериментальные и провокационные) методы описания, которые характерны только для нескольких писателей середины ХХ века. Литературный абсурд — это средство для писателей, позволяющее подробнее изучить элементы абсурда в мире, который не имеет смысла. Он рассматривает вопросы смысла жизни, и писатели часто используют абсурдные темы, персонажей, ситуации и задают вопрос, существует ли какой-либо смысл или структура вообще.
Сюрреализм
- Рене Магритт «Влюбленные»
- Сальвадор Дали «Лицо войны»
- Рене Магритт «Сын человеческий»
Многие теоретики театра абсурда говорят о том, что именно сюрреализм был первым этапом к появлению подобного театра, ибо сюрреалисты старались познать «абсурдное» в своём творчестве. Сопоставление несопоставимых вещей и понятий, разрыв всех логических связей, нарочитая фрагментарность стали основными приемами в живописи, литературе и кинематографе эпохи сюрреализма.
Художественная работа для них стала результатом деятельности бессознательного, освобожденного от ограничений логики и рассудка. Театр для сюрреалистов – лишь возможность испробовать различные приемы. И сюрреализм, и дадаизм так же имели предшественников, которые повлияли и на театр абсурда. Здесь необходимо назвать два имени – Альфред Жарри (1813–1907) и Гийом Аполлинер (1880–1918).
Абсурдизм и смысл жизни
Если рассматривать абсурдизм в виде определенных принципов и понятий, то можно отметить, что, согласно этой философии, на протяжении всей жизни личность пытается понять смысл своей жизни. Согласно убеждениям сторонникам абсурдизма, в результате человек либо приходит к выводу, что жизнь абсолютно бессмысленна, либо убеждается в том, что за него все уже решено «на небесах», поэтому, в конечном итоге, сам человек не может оказывать на жизнь никакого влияния. А значит, не стоит и прилагать каких-то особенных усилий.
К сожалению, во многом идеи абсурдизма способствуют и популярности суицида. Дело в том, что выше описанные моменты приводят людей к выводу, что, поскольку в жизни нет никакого смысла, то стоит как можно скорее ее закончить.
Тем не менее. Нельзя сказать, что основоположники абсурдизма подталкивали к этому людей. Тот же философ Камю говорил о том, что каждый может сам создать для себя смысл жизни и найти что-то такое, что будет мотивировать его жить и достигать каких-то целей. Однако одновременно Камю указывал на то, что в этом случае нужно исключить из своей жизни такие абсурдные понятия, как, например, религия.
Рассматривая абсурдизм сегодня, можно сказать, что для подавляющего большинства людей это философское решение скорее вредно, чем полезно, так как не каждый может вникнуть в размышления философов. Серьезно разобрать их и сделать логические выводы. Люди, которые становятся слепыми последователями этой философии, как правило, очень несчастливы, а иногда даже кончают жизнь самоубийством.
Таким образом, можно говорить о том, что для современного мыслящего человека абсурдизм и бесполезен, и опасен. Эти идеи не стоит использовать самому и тем более внушать их детям и молодежи даже в том случае, если данное течение отображается в различных видах искусства.
Смысл жизни — в самой жизни, в ее продолжении, в воспитании потомков, в достижениях, которые человек может совершить на протяжении своей жизни. Поэтому идеи абсурдизма вредны — они убивают в человеке желание двигаться дальше и просто жить.
Если вы находитесь не в ресурсе — возможно, ваш мозг просто устал. Чтобы его взбодрить, попробуйте всего 10 минут в день уделять специальным когнитивным тренировкам, основанным на научных методиках
Тренажеры Викиум основаны на популярных методах, разработанных учеными-нейропсихологами и помогут улучшить память, внимание и мышление
Что такое абсурдизм?
Асурдизм представляет собой движение, которое появилось уже после экзистенциализма (сущность бытия), которое утверждает незначимость и бессмысленность человеческой жизни и всего сущего. Началом его развития послужили многочисленные войны прошлого столетия, которые принесли множество страданий и унесли тысячи человеческих жизней.
Прародителем теории абсурдности бытия является Серен Кьеркегор, трудовыми наработками которого пользуются психологи современности и его последователи. Такие представители, как Альбер Камю и Лев Шестов активно развивали и распространяли абсурдизм среди людей и сделали его частью философского движения. Последствием такой активной популяризации теории стало использование абсурдизма в творческой сфере, особенно, театрах и художественной литературе.