Икона божьей матери «донская». значение. в чём помогает. куда вешать. как молиться и от чего оберегает

Двусторонняя икона. Рассмотрим поподробнее

На Донской иконе изображена Богородица, прижимающаяся щекой к своему сыну, Христу младенческого возраста. Такое положение матери и сына, Богородицы и Иисуса обозначает здесь наивысшую духовную близость, понимание, доверие между человеком и Господом.

Отличительной чертой этого изображения является то, что ножки младенца до колен открыты и стоят на руке Матери Марии. Икона является двусторонней: на её оборотной стороне представлен сюжет Успения Богородицы.

По древнему преданию, в этот скорбный день все апостолы, даже те, кто находился в других странах, чудесным образом явились в Иерусалим, чтобы проститься и совершить достойное погребение Пречистой Девы Марии.

ИСТОРИЯ ДОНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ЕЕ РОЛЬ В ИСТОРИИ РОССИИ

Икона названа Донской потому, что в конце XIV века будущий святой, князь Дмитрий Донской получил этот образ в дар от донских казаков. Первое место пребывания Донской иконы – поселок Сиротин. В день Куликовской битвы, а в этот день совершается праздник Рождества Пресвятой Богородицы, Донская икона была в рядах дружинников воинства князя Димитрия Донского. Известно, что Куликовская битва стала началом возрождения Руси и избавления от татаро-монгольского ига. Именно при помощи Пресвятой Богородицы Русь начала вставать с колен: так считал сам князь Димитрий Донской, основавший на месте нахождения Донской иконы Богородицы в ходе Куликовской битвы храм.

Царь Иван Грозный брал этот образ как знак покровительства Богородицы русскому воинству в поход на Казань.

Также после молитв перед Донским образом москвичи отразили нашествие хана Гирея в конце XVI века. Образ Богородицы был помещен в основанный в 1591 году царем Феодором Ивановичем, сыном Ивана Грозного, Донской монастырь. Поэтому Донской иконе Богородицы молятся, прося защиты от нашествия врагов. Известно также, что в середине XVI века икону перенесли в Благовещенский собор Московского Кремля, где она пострадала при пожаре. В это же время Борис Годунов был благословлен на царство именно образом Донской Богоматери.

Почитание образа в народе было велико, для нее изготовили золотой киот с камнями. Драгоценности были украдены наполеоновскими солдатами. После революции святыня сохранилась. Ее отреставрировали, отдали на хранение в музей — многие же другие чудотворные иконы бесследно исчезли именно в этот период.

Днем памяти Донской иконы еще при князе Димитрии назначили 1 сентября. В этот день образ выносится на середину каждого православного храма. Накануне, 31 августа, совершается Всенощное бдение, в сам день праздника – Божественная литургия, за обоими богослужениями читаются краткие молитвы – тропари и кондаки иконе Богородицы Донская. Их можно читать онлайн или наизусть в любой момент, при жизненных трудностях

Заступница верных людей Благая и Скорая, Пречистая Богородица Дева! Молимся Тебе перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы Ты, как в древности, через икону эту заступничество Твое городу Москве подала, так и сегодня нас от всех бед и горестей милосердно избавь и спаси души наши, о Владычица Небесная!

Избранная Богом Воевода, Побеждающая врагов, избавившись от зла, с благодарностью молимся Тебе мы, рабы Твои, Богородица, – Ты, Имеющая власть непобедимую, освободи нас от всех бед, чтобы мы всегда пели Тебе: радуйся, Невеста Бога Неневестная.

Пресвятая Богородица стала невестой Бога, но осталась невинной – «неневестной», то есть девственницей, хотя и родила Богомладенца Христа. Разум человеческий не может понять этого. Однако вспомним, многочисленные чудеса Божии всех веков: успокоение стихий, обращение многочисленных войск в бегство… Молитва Невесте Неневестной учит нас смирению перед волей Божией, помогает прислушаться к своему сердцу и голосу Божьему в нем. Верность Господу и послушание Ему, исполнение Божиих заповедей — главная радость, умиряющая сердце и наполняющая его покоем.

Благодарные верующие люди, по молитвам которых перед Донской иконой Божия Матерь совершала чудеса, украсили образ золотым окладом (лист золота, на которым методом гравировки или выдавливания повторяется изображение на иконе) с драгоценными камнями.

После многих исторических перипетий, войн и гонений на иконе осталась лишь золотая рама. Считается, что оклад был сорван наполеоновскими солдатами.

С начала ХХ века Донская икона Божией Матери находится в Третьяковской галерее, где ею может полюбоваться каждый. Интересно, что после революции многие святыни оказались бесследно утраченными, но Донская икона сохранилась и даже была отреставрирована – ее уважали и безбожные власти. Однако богослужения перед нею совершаются лишь изредка. Также иногда икона выносится из музея для совершения крестных ходов: ежегодно, по древней традиции проводится крестный ход в память о заступничестве Божией Матери со списком Донской иконы и изредка – с оригиналом.

Существуют многочисленные и древние списки Донской иконы – чтимый список хранится сегодня в Донском монастыре Москвы на юго-западе исторической части города. Эта обитель сохранилась с древних времен прославления Донской иконы и является частью историко-культурного наследия нашей страны. После революции он был закрыт, но возродился в 1991 г. В обители как и раньше, действуют мастерские, возобновляются росписи храмов, есть хозяйство. Также здесь  находится захоронение святителя Тихона (Белавина), первого после революции Патриарха Всероссийского.

Молитвы к Божией Матери Донской

С древних времен Пресвятая Богородица покровительствует русскому воинству. Среди донских казаков существует предание, что именно через них образ попал в войско Дмитрия Иоанновича. Походные иконы участвуют в воинских крестных ходах, в молебнах по случаю принятия присяги в казачьих войсках. В Ростове-на-Дону в честь образа Донского освящен источник.

Полезно. Несмотря на «военное» предназначение иконы, большинство молитв, возносящихся перед ней — о мире. Богоматери Донской молятся люди, связанные с дипломатической профессией.

Акафист Донской Богоматери был написан в конце 19 в. Это торжественное песнопение, воспоминающее победы русского воинства, одержанные заступничеством Пресвятой Богородицы

Особое внимание уделено и образу Успения, помещенному на обратной стороне походной иконы. Чтение акафиста дома украсит молитву, укрепит духовные силы

Другие акафисты Богородице:

  • Перед иконой «Песчанская»
  • Перед иконой «Древо Пресвятой Богородицы»
  • «Взбранной Воеводе»

Чудеса иконы Вратарницы

Икона «Вратарница» воплощает образ милосердной заступницы не только Иверского монастыря, но и всего рода человеческого, что подтверждается ее многочисленными чудесами.

Согласно летописи, в средние века персидский флот осадил святыню. Служители молились Богородице. Внезапно на море началась сильная буря, которая уничтожила все войско, кроме предводителя, Амира. Он был настолько поражен чудом, что пожертвовал большую сумму, которая помогла восстановить стены монастыря.

Известны случаи, когда Богородица вразумляла братию. Однажды монах-вратарник не пустил нищего на ночлег, так как у него не было денег. Несчастный человек направился в другую обитель. Но пути он встретил женщину, которая подарила ему золотую монету. Бедняк вернулся в монастырь и отдал ее привратнику. После этого испортились все продукты, которые были в монастыре.

Один из настоятелей узнал эту древнюю монету, когда-то пожертвованную иконе. Расспросив нищего, он понял, что деньги ему дала сама Матерь Божья. С той поры иноки никогда не отказывали в бесплатном ночлеге и пище. Афонские монахи по сей день отличаются гостеприимством и радушно принимают паломников.

Другое чудо произошло в Ивероне с певчим Нектарием Влахом, приглашенным на престольный праздник. Во время трапезы кто-то отравил псалмопевца из-за зависти к его таланту. Перед смертью мужчина стал молиться об исцелении перед чудесным образом Божьей матери. Выпив немного масла из ее лампады, он исцелился.

Донская и её списки

Случилось так, что исторически наиболее почитаемые списки Донской иконы находятся сегодня в Третьяковской галерее. С 1930 года там хранится образ, написанный Феофаном Греком. (Раз в год именно его в приносят из музея в Донской монастырь). Туда же со временем попал список, выполненный для Малого собора Донского монастыря Симоном Ушаковым.

Несколько списков Донской иконы есть сегодня в самом монастыре, и каждый из них имеет свою историю.

Наиболее древний из монастырских образов помещен в иконостас Большого собора. (К сожалению, в дни принесения иконы из Третьяковской галереи отчасти закрывают, выставляя вплотную к иконостасу специальный киот). Считается, что именно эта икона была написана в XVI столетии для единственного тогда монастырского собора – ныне именуемого Малым.

Когда через сто лет в монастыре был построен новый Большой собор, икону перенесли туда. Однако для формата здешнего большого иконостаса она была маловата, и тогда иконную доску «надставили» рамой с сюжетом «корень Иессеев».

В XIX столетии икону вместе с рамой закрыли серебряной ризой, которую сняли только сейчас, в процессе реставрации. Так что в нынешнем году икона предстала в совершенно новом виде и во всём, доселе недоступном внешнему взгляду, богатстве красок.

Что же до Малого собора обители, то он, увы, очень сильно пострадал в годы, когда в монастыре был антирелигиозный музей, так что даже бывший здесь иконостас не сохранился.

Тот, что мы видим сейчас, некогда находился в храме святого Харитонья Исповедника в Огородной слободе (снесённого в 1935 году) и был выделен для собора патриархией при возобновлении богослужений в 1948 году. Помещённый сюда Донской образ считается копией иконы Феофана Грека, выполненной в XX веке.

Сегодня в Малом соборе есть и ещё один Донской образ. Слева от входа в алтарную часть, под сенью находится образ XVIII столетия. Дары молящихся, которые видны на его ризе, свидетельствуют: образ считается чудотворным.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала и предоставленные фотографии пресс-службу Донского монастыря

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

История обретения Первообраза Иверской Божией Матери

Разные эксперты, датируя время написания иконы, относят его к первой половине XIили началу XIIвека. Обнаруженные письменные сказания появились не раньше XV века, поэтому носят разрозненный характер. Истории появления образа до сих пор вызывают интерес ученых мужей. Благодаря чудесам, связанным с Богородицей, существуют и другие названия:

  • самое распространенное – Иверская;
  • греческое – Портаитисса;
  • русский перевод – Вратарница.

В иконографии изображение классифицируют как «Одигитрию», что по-русски значит «Милостивая». Отличительная деталь образа Богородицы – кровь, выступившая из раны на лице. Существует несколько греческих версий того, как она появилась. Каждая заслуживает внимания.

Появление Иконы: Версия I

Во времена правления Феофила (IXвек) близ города Никеи проживала вдова, которая имела образ Богородицы в домовом храме. Об этом узнали воины-иконоборцы. Они пришли к женщине, требуя заплатить за молчание, что не выполняет указ об уничтожении икон. Она уговорила их прийти на следующий день. Сама же, чтобы не надругались над святыней, пустила икону по воде в море. К удивлению образ больших размеров поплыл на запад в стоячем положении. Повзрослев, ее сын ушел в монахи на Святую гору, где и рассказал эту историю. В то время Иверского монастыря еще не было (возможно речь идет о ранней грузинской обители Афо), поэтому и считают, что обретенный образ, либо слишком долго пребывал в воде (около 170 лет), либо в Иверский монастырь его перенесли из Афо, что вполне возможно. В некоторых историях добавляют, что рану лику Богородицы нанес один из воинов, который тут же раскаялся в своем поступке, когда увидел выступившую кровь.

Появление Иконы: Версия II

Самая распространенная история обретения чудотворного образа, отвергает первый вариант со вдовой, но и не объясняет откуда он приплыл, кто его написал, в какое время он появился в грузинской обители. Упоминается набег турок во главе с эмиром. По молитвам монахов Богородице, вражеские корабли затонули у берегов близ монастыря. А рану нанес яко бы слуга эмира, мстя за погибших товарищей.

Он угодил ножом в шею (которая имеет повреждения), и увидев кровь, пал на колени, раскаялся, и стал монахом. За свой кощунственный поступок просил называть его не иначе как Варваром. Эмир, видя как неожиданно погибла вся флотилия, пожертвовал монастырю огромную сумму на восстановление.

Значение Донской иконы

Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.

К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно. Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери. Они ее взяли из Благовещенской церкви города Сиротина. Икона «сражалась» вместе с войском. Даже в разгаре самой битвы она находилась в самом пекле. Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.

После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля. Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.

Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары. Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе — иконе Донской Богоматери.

Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы. После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.

На следующий день началась жестокая битва. Спустя сутки татары сбежали. В благодарность за помощь, Феодор в том же году на месте битвы построил Донский монастырь. Также была установлена праздничная памятная дата, которая празднуется по календарю нового стиля 1 сентября.

Донской храм в Перловке

От иконы, ставшей символом русской истории, по всей Руси распространилось множество списков. В честь неё воздвигались храмы: в каждой отдалённой слободке люди хотели поклоняться любимому образу, молиться о прекращении бед и войн. Одним из таких храмов стала Донская церковь, построенная в конце 19 века потомственным дворянином Николаем Семеновичем Перловым недалеко от Мытищ. Небольшая, но изящная деревянная церковь предназначалась для дачников, желавших посещать богослужения в летний период.


Донской храм в Перловке

Никто не предполагал, что скромная дачная община будет освящена мученической кровью: священника церкви Георгия Извекова, известного и ныне церковного композитора, арестуют и расстреляют в 1937 г. на Бутовском полигоне. Сам храм несколько раз закрывался, пока не был разрушен до фундамента. «Нам приходится терпеть всевозможные лишения — все это нам послано в наказание за наши грехи» — верно заметил о. Георгий в последней речи перед смертью.

По непрекращающимся молитвам Богородицы и милости Господа к кающимся, перловская Донская церковь сейчас возрождается. Скоро отточенный силуэт её купола, воссоздаваемый по старым фотографиям, снова украсит полустанок Ярославской железной дороги. К чтимой храмовой иконе Донской Богоматери стекутся уже не дачники, а жители большого города. И в настоящее время есть о чем помолиться Богородице, Хранительнице российских пределов.

Также помолиться у этого образа можно в таких храмах России:

  • Донской монастырь в Москве
  • Храм в честь Донской иконы Богородицы в Ростове-на-Дону;
  • Богоявленский патриарший собор в Москве;
  • Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах;
  • Храм Ризоположения, Москва.

Донская икона Пресвятой Богородицы. История

По преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком по заказу великой княгини Евдокии на молитвенную память о своем муже Димитрии Донском и о воинах, погибших в Куликовской битве в 1380 году. Перед Донской иконой 3 июля 1552 года перед казанским походом молился Иван IV. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 году, когда его войско стояло уже на Воробьевых горах, с иконой был совершен крестный ход вокруг городских стен, после которого ее поместили в полковой церкви. Ночью царь Феодор Иванович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богородицы: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какой-то невидимой силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собой множество убитых, раненых и весь свой стан. В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Феодор Иванович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери и установлено ежегодное празднование 1 сентября (19 августа ст. ст.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь.

В 1686 году князь Василий Васильевич Голицын, отправляясь в поход против крымских татар, брал с собой и чудотворную Донскую икону. При возвращении чудотворный образ был встречен государями Иоанном, Петром и царевной Софией. Донская икона Пресвятой Богородицы находится в Благовещенском кремлевском соборе и помещена там по левую сторону от царских врат. Написана она на кипарисовой доске и имеет в высоту 1 аршин и 3 1/2 вершка, а в ширину — 15 вершков. По сторонам ее помещены изображения двенадцати праматерей. Раньше ее украшал богатый золотой оклад, но он был сорван в 1812 году французами; уцелела лишь золотая рама, которая и до сих пор еще носит на себе следы испытаний наполеоновских солдат, принявшими ее за медную. В Донском монастыре оставлен точный список с подлинной чудотворной Донской иконы Божией Матери. Подобные же списки хранятся также в г. Стародубе Черниговской губернии; в г. Липецке Тамбовской губернии, в бывшей Паройской пустыни, а ныне приходской церкви; в Тульской Крестовоздвиженской церкви и, наконец, в Молченской Софрониевой пустыни Курской губернии.

Донская икона Богоматери была принесена в Софрониеву пустынь 3 апреля 1733 года донским казаком Иоанном Коловертовым, который рассказывал, что уже давно дал слово принести этот образ Богородицы в Софрониеву пустынь, но вот уже несколько лет не мог исполнить обещания. В 1732 году у него неожиданно и неизвестно отчего заболела голова и левый глаз. В это время пришла к нему одна вдова, по имени Татиана, и рассказала, что во сне она видела Богородицу, и Она приказала объявить больному Иоанну, чтобы он немедленно же исполнил свое обещание и отнес Ее образ в Софрониеву пустынь. Казак повиновался: он начал собираться в путь и тотчас же почувствовал исцеление от своей болезни. Оставив образ Богородицы в обители, он просил поставить его по правую сторону от царских врат.

Монреальская Иверская икона Божьей матери

Существует еще и Монреальская Иверская икона Богородицы. Ее в Монреаль привез Иосиф Муньос Кортес. Сам он по происхождению является испанцем, который еще в малом возрасте принял христианство. А написал эту икону с оригинала, то есть с Иверской Богоматери Вратарницы, один греческий монах. Случилось это не в таком уж далеком, 1981 году.

Муньос стал, так называемым, хранителем этой иконы. Однажды случилось чудо. Как рассказывал Муньос, 24 ноября 1982 года среди ночи, прямо во время сна, испанец почувствовал непередаваемо блаженный запах. Оказалось, что это мироточила икона Иверской Богоматери.

Миро текло прямо с рук Матери Господней, а также и с маленьких ручонок Иисуса. Замечено было, что целительная жидкость выделяется даже из звезды, которая изображена на правом плече Богоматери.

Со всех городов даже из других стран приезжали посмотреть на мироточащую икону. Ее потом так и назвали Икона Иверской Богоматери Мироточивая. Жидкость, струящаяся с лика Богоматери, обладало целительной силой. Икона всегда источала миро, за исключением Страстных седьмиц.

С этой святыней служители церкви вместе с Иосифом Муньос Кортес объездили много стран. Немало людей исцелились от всевозможных болезней при помощи этой иконы. Она обладала и примирительной силой. С помощью этой святыни удавалось приходить к компромиссу парам, которые были на грани расставания и болезненного развода.

До самой кончины Иосифа Муньос мироточила икона. Это продолжалось целых 15 лет. После того, как Иосифа жестоко убили, что случилось в ночь с 30 на 31 октября 1997 года, икона пропала. Где она находится в данный момент неизвестно.

Значение Донской иконы

Согласно преданию, Донская икона Пресвятой Богородицы помогла русскому войску обрести победу на Куликовом поле. Как это происходило. В 1380 году донские казаки привезли икону и отдали ее князю Дмитрию Донскому. Так уж совпало, что день Куликовской битвы совпал на праздник Рождества Пресвятой Богородицы, икона находилась в момент битвы среди войска.

К битве с Мамаевыми полчищами русские войска готовились очень тщательно. Великий князь сумел объединить много разных отрядов, среди которых и были донские казаки. На битву они пришли с иконой Донской Богоматери. Они ее взяли из Благовещенской церкви города Сиротина. Икона «сражалась» вместе с войском. Даже в разгаре самой битвы она находилась в самом пекле. Благодаря вдохновением воинов иконой, они победили битву с мамаевскими войсками.

После проведения сражения образ Богородицы преподнесли великому князю Дмитрию. Он торжественно ее внес в Москву и поместил ее в Успенском соборе Кремля. Прошло немного времени, как один из служащих на обратной стороне иконы была обнаружена надпись: «Благовещение Богоматери». После чего было принято решение перенести икону в Благовещенский Собор.

Спустя лет 200 на Россию напали шведы и татары. Войска противников были уже рядом с Москвой. Царь России был очень расстроен и растерян. У него катастрофически не хватало воинов, чтобы защищаться и тогда он с искренней надеждой обратился к непобедимой воеводе — иконе Донской Богоматери.

Он пришел в церковь, где находился образ, взял его и приказал митрополиту вместе со всем собором обойти с крестным ходом с образом Богоматери и другими святыми образами, вокруг стен Москвы. После ходьбы поставить икон среди воинов, которые готовятся к битве.

На следующий день началась жестокая битва. Спустя сутки татары сбежали. В благодарность за помощь, Феодор в том же году на месте битвы построил Донский монастырь. Также была установлена праздничная памятная дата, которая празднуется по календарю нового стиля 1 сентября.

Полезные статьи:

ВСЕМ МУЖИКАМ ЧИТАТЬ: Письмо человека, прожившего 30 лет в браке. Парусник беспомощно замирает без ветра в парусах. Автомобиль глохнет без бензина. И даже у сильных женщин кончаются силы. Мир в семье — несравненно лучше глупой мужской справедливости. Прожив уже скоро как 30 лет семейной жизнью, я начал догадываться, что женщины — это друг… Читайте далее

Список архангелов Архангелы: Михаил — Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми д… Читайте далее

Не давайте своих батюшек в обиду Посмотрите, как относятся к своему духовенству евреи и арабы. Никто не собачит своих священников. Евреи знают, что раввины — такие же развратники, взяточники, пьяницы и обжоры, как и все остальные. Но ни один иудей не скажет на своего раввина гадость. Ни один мусульманин вам … Читайте далее

ПРЕПОДОБНЫЙ СТИЛИАН — ПОКРОВИТЕЛЬ И ЦЕЛИТЕЛЬ ДЕТЕЙ Вы когда-нибудь встречали такую интересную икону, на которой изображен святой монах, держащий на руках младенца? Да, икона эта очень редка, и святого такого мало кто знает … но это у нас, в России. А в Греции и на православном Кипре этого святого все знают и очень почитают!!! П�… Читайте далее

Обязательно к прочтению: Икона Георгия Победоносца в чем помогает

История появления акафиста

Сведения о дате и месте написания иконы не сохранились. Не известно и имя автора. Но после многочисленных исследований искусствоведы пришли к выводу, что святой образ написан известным иконописцем, жившим в конце XIV века, – Феофаном Греком.

Впервые чудотворное действие иконы проявилось во время Куликовской битвы. Это были тяжелые для Руси времена. Монгольский хан Мамай шел со своим войском на Русь. Государство находилось в смертельной опасности. Победа татарских орд грозила полным уничтожением русской государственности. На военном совете Великим князем Дмитрием Иоанновичем было принято решение выступить против Мамая. Русские войска большую надежду возлагали на помощь Пресвятой Богородицы.

Накануне решающей битвы войска были собраны в Коломне, откуда должны были выступить на Дон. Князю Дмитрию донские казаки принесли в дар икону с ликом Божией Матери. Святой образ был укреплен на древке. С одной стороны иконы была изображена Пречистая Дева с Младенцем Христом, обнимающим Мать, на другой стороне – Успение Богородицы. Всю ночь князь и воины молились перед святым образом.

Русским войскам удалось одержать победу, разбив монгольские войска. В честь победы над врагом князь Дмитрий приказал выстроить храм Успения Богородицы в Коломне, куда поместили чудотворную икону.

Почти два столетия Богородичный образ не имел названия. И лишь когда при царе Иоанне Грозном князя Дмитрия прозвали Донским, древнюю святыню также стали именовать Донской иконой Божией Матери.

Перед святым ликом молился Иоанн Грозный перед походом на Казань и во время Ливонской войны. И Пречистая Дева не оставила русский народ, испросив у Господа победы. После этого Грозный велел перенести святыню в Кремлевский Благовещенский храм. Но чтобы жители Коломны не сильно скорбели по поводу отъезда любимого образа, Иоанн велел написать списки. Один из них оставили в Успенском храме, а второй поместили на ворота города.

Но чудотворная икона недолго находилась в Благовещенском соборе. Каждый раз, когда Руси грозила опасность, святой образ можно было увидеть среди русских войск.

Благодаря Пресвятой Богородице и ее заступничеству перед Господом русским войскам удалось одержать победу над татарским ханом Казы-Гиреем. В июле 1591 года татарские войска подошли вплотную к Москве. Накануне битвы, по указанию царя Феодора Иоанновича, провели Крестный ход с Донской иконой вокруг Москвы, а ночью царь вместе с воинами молились перед святым образом. Бой с татарами длился недолго. Невидимая сила напугала вражеские войска, вынудив их отступить от стен города.

Позже на том месте, где был разбит походный храм, в котором находилась Донская икона, возвели монастырь во имя Донского Богородичного образа. Днем празднования иконы установили 19 августа.

Святыня пережила нашествие Наполеона на Москву и Октябрьскую революцию 1917 года. В годы лихолетья многие чудотворные иконы были утеряны. Но сотрудникам Государственного музея удалось спасти Донскую икону.

В конце XIX века чудотворному образу Божией Матери была написана хвалебная песнь – акафист. В этом торжественном песнопении перечисляются победы русских войск, одержанные благодаря заступничеству Пречистой Девы Марии.

С 1994 года проведение крестных ходов с Донской иконой возобновилось. Чтобы не повредить святыню, за некоторое время до празднования изготавливается специальная капсула, поддерживающая определенную температуру и влажность. Туда помещают святыню и под торжественное пение переносят в храм Донского монастыря

Капсулу с иконой устанавливают под киотом и осторожно задвигают внутрь. Специальные приспособления поднимают древний лик Богоматери над верующими

Иконописные изображения и их символы

На оригинале Донской иконы изображена Пресвятая Дева, держащая на правой руке Богомладенца, прильнувшего к Ней. Голова Богородицы склонилась к Сыну, печальный и строгий взгляд направлен на молящихся. На Её лице — скорбное предчувствие трагедии, ожидающей Христа. По композиции икона напоминает Владимирскую, отличаясь от неё положением ног Младенца.

Богородица покрыта темно-красным мафорием, украшенным золотыми полосками, тремя звездами и бахромой — символами приснодевства и царского положения. Под мафорием проглядывает темно-голубой хитон и плат, закрывающий волосы. В левой руке, под ножками Богомладенца, можно разглядеть плат. На поздних списках его изображали белым. Этим платом Богородица отирает слёзы притекающим к Ней в нуждах.


Иконописное изображение Донской Богоматери

Богомладенец одет в хитон цвета охры. Разбегающиеся по складкам золотые лучи «пробелов» — знак Божественной благодати. В руке Младенец держит свиток — символ Ветхозаветного Закона, утратившего значение с Рождеством Христа.

Фон иконы и нимбы над головами святых выполнены тончайшим сусальным золотом, стертым от времени. Золото — не просто богатое украшение: оно указывает на Горний мир, заполненный Божественным светом. Можно представить, как величественно выглядела икона сразу после написания.

Интересно. 21 апреля 2015 года в храме при Третьяковской галерее был освящен вновь выполненный список с древней святыни. По просьбе жителей Южной России, он будет помещен в главном соборе г. Ростова-на-Дону.

С чем обращаются

Христине могут читать священный акафист, прося о помощи или благодаря за него. Верующие просят об исцелении, возможности иметь детей, о принятии решений в сложных ситуациях, о примирении в семье, о благословении дела. В течение столетий сельские жители обращались к Иверской иконе с мольбами о хорошем урожае

Совершенно не важно, с чем прийти в Божией Матери, ей не важны материальные подарки. Очень важно молиться от чистого сердца и искренно

Тогда слова точно будут услышаны.

Икона дает святое прощение. Особенно удостаиваются ее милостью те, кто искренне верит в ее заступничество. Те люди, которые прошли покаяние, обретают исцеление печалей, болезней. Они чувствуют радость от близости к Пречистой деве.

Даже самым большим грешникам через образ Матерь Божия дарует духовную чистоту и успокоение. Очень часто с молитвами к иконе обращаются те люди, которые страдают от плохих привычек и наклонностей. Если человек сам не может справиться с ситуацией, то искренняя молитва перед образом помогает избавиться от алкоголизма и прочих недугов. Люди обретают поразительную решимость начать новую жизнь.

У иконы молятся о том, чтобы вразумить человека, который отступился от веры. Даже после молитв его близких, люди начинают сами посещать храм. Такие чудеса случаются благодаря силе образа. Икона вразумляет и направляет на истинный путь.

Есть свидетельства, что молитвы возле Иверской иконы исцеляли тяжелые хронические заболевания. К жизни возвращались и те, кому врачи поставили страшный диагноз – паралич или лейкоз. Чудеса исцеления происходили не только в давние времена, но и в наши дни.

ИКОНА ДОНСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ – КАК УЗНАТЬ ЭТОТ ОБРАЗ

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ

Множество изображений Богородицы было написано в течение веков. Первые Ее иконы, по Священному преданию, создал святой апостол и евангелист Лука, врач и иконописец. Он написал три основных иконографических типа образов Богоматери: Одигитрия (в переводе на русский – Путеводительница или Указывающая Путь), Елеусса (Милостивая, Умиление), и Оранта (Заступница). Тип – это иконы, объединенные одной композицией, одеждой и позой Богородицы и Богомладенца. По преданию, евангелистом Лукой было написано 70 икон (скорее всего, это легенда). Он рисовал с натуры – то есть позировала для икон Сама Богоматерь – и на досках от стола, за которым происходила Тайная Вечеря, последний ужин Христа с апостолами на земле, когда Он установил Таинство Причастия.

Вероятнее всего, что иконописец и евангелист Лука создал лишь несколько икон Божией Матери, но на их на основе и появилось множество иконографий Богородицы: каждая икона с отдельным названием имеет отличия в композиции, позе Богоматери или Младенца, их одежде. Напомним, что каждая икона, имеющая собственное название, является чудотворной. Это значит, что по молитвам к Божией Матери через эту икону совершаются чудеса, которые подтверждены документально и признаны Церковью.

Донская икона принадлежит к типу Умиление или Милостивая. Узнать образы этого типа легко по тому, что Богородица нежно прижимает Младенца к Себе, обнимая Ребенка, и Сам Младенец обнимает Мать. Пречистая Дева кротко, с милостью и жалостью ко всем людям, взирает на предстоящего перед Ней. Легко сравнить образ Донской Божией Матери с принадлежащей к типу Одигитрии Смоленской или Тихвинской иконой: обе они изображают Богородицу по пояс, на последних видно, что Младенец сидит на руке Богородицы, не обнимая Ее, а благословляя молящихся правой рукой и держа свиток – символ Своего предназначения – в левой.

На обратной стороне Донской иконы изображено прекрасно сохранившееся «Успение Богоматери». Успение, в переводе с церкновнославянского – тихое засыпание. Священное Предание Церкви передает, что, умирая, Богородица словно уснула – и тут же с небес спустился Ее Божественный Сын, приняв чистую душу Своей Матери на Руки. Тело Богородицы также исчезло, то есть также было взято на Небо Господом. Там сейчас и находится, заботясь обо всех людях, Царица Небесная.

Икона Донской Божией Матери принадлежит кисти Феофана Грека (1340-1410 гг.). Этот иконописец действительно родился в Византии, на территории современной Греции и работал в итальянских колониях того времени – Кафе и Галате. Сейчас на их месте – крымский город Феодосия. Видимо, именно там Феофан и узнал о русском Возрождении: в то время, как в Италии начинался Ренессанс, в центре которого стоял человек и его стремление к наслаждениям, а на Руси поднималось с колен загнанное татаро-монголами Православие. Начинали строиться храмы.

Как человек благочестивый и, судя по фрескам, обладающий большим духовным опытом, Феофан начал развивать искусство фресковой иконописи на Руси. Первой его работой на наших землях стали фрески храма Спаса на Ильине улице, затем – роспись ряда московских храмов и иконостас Благовещенского собора Московского Кремля.

На иконе Донской Божией Матери Небесная Владычица изображена обнимающей и прижимающей к себе Младенца Христа. Такая поза называется иконографическим типом «Умиление», поэтому и образ иногда называют «Богоматерь Донская Умиление».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ск-Бриз
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: