Структура Библии
Библия — это сборник текстов, которые писались в течение полутора тысяч лет представителями сорока поколений. Авторами этой книги были и простые люди, и цари, и воеводы, и ученые с философами. Это кладезь мудрости, из которой должны черпать знания люди. Две основные части Библии — это Старый и Новый Заветы.
Ветхий и Новый Завет – две составные части Библии, священной книги христиан
Поскольку в мире на сегодняшний день действует ряд конфессий, имеющих определенные различия, то Библия православных, католиков, протестантов и иудеев несколько отличается. Существует такое понятие, как каноничность, то есть признанность. Так, православные признают каноничными 50 книг из всех написанных, католики — 45, а протестанты и того меньше — 39.
Иудеи, как известно, не приняли Иисуса, как своего Мессию, поэтому они не признают Новый Завет. Еврейская библия включает Пятикнижие Моисеево, Пророки и Писания. Что касается структуры Нового Завета, то эта часть состоит из четырех Евангелий, раздела Деяния и Апокалипсиса. Есть еще и апокрифы — это та часть текстов, которая не вошла в канонические, но тоже представляет интерес для ученых, так как описывает реальные исторические события.
Читайте о Евангелиях:
- Евангелие от Матфея
- Евангелие от Марка
- Остромирово Евангелие
Представители диссидентских течений выдвигают гипотезу, что церковнослужители не хотят намеренно открывать верующим полную версию учения Христова. Духовные лица в ответ на подобные выпады парируют, что, прежде всего, необходимо определить, действительно ли написанное можно считать Евангелием, а только потом включать в Священное Писание. Таким образом, неискушенных прихожан уберегают от ереси и облегчают им духовный поиск истины. Впрочем, официальная церковь не воспрещает ознакомление с информацией, изложенной в апокрифах. Но такое учение не может считаться ориентиром для христианина в повседневной жизни.
Важно! Для христиан правила Ветхого Завета не являются обязательными к исполнению, так как Иисус Христос своей жертвой избавил человечество от тяжести грехов, за которые искуплением могла бы стать только смерть, и дал Новый Завет. Но без ветхозаветных основ сложно понять смысл всего сказанного в Новом Завете, следовательно, они представляют собой ценность для верующих
В чем разница между православной верой и христианством, отличия и сравнение
Многие люди интересуются различиями между православием и христианством. Однако этот вопрос не считается правильным. На самом деле, православная религия является ветвью христианства. Установлено, что это направление возникло в 1054 году в результате раскола в единой Церкви. Конфликт развивался постепенно и затронул ритуалы и доктрины Церкви. В результате произошел раскол, который привел к появлению двух частей: православных и католиков.
Не совсем правильно видеть разницу между православием и христианством. Это правда, что православие является одной из главных ветвей христианского древа. Чем православие отличается от других деноминаций? Различия касаются ряда особенностей. Чтобы понять различия, уместнее сравнить православие с католицизмом.
Определение и верование
Чтобы понять различия между различными религиозными движениями, необходимо разобраться в терминологии. Христианство — это мировая религия, зародившаяся в Палестине в 33 году. Она возникла вокруг жизни и учения Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
История зарождения
Христианская религия зародилась около 2000 лет назад. Это произошло в Палестине. Когда Иисус Христос воскрес из мертвых, Святой Дух явился апостолам. Это выражалось в появлении пламени. Поскольку в Христа уверовали более 3 000 человек, этот день считается днем зарождения Церкви.
Однако единство Церкви длилось недолго. В 1054 году в Церкви произошел раскол, в результате которого образовались две ветви. Таким образом, религия разделилась на православную и католическую. Вражда между этими церквями продолжалась в течение многих лет. В этот период было много обвинений в ереси.
Затем в каждую сторону расходятся дополнительные ветви. Так, протестанты откололись от католиков, а в православной церкви появились раскольники. Их называли старообрядцами. Все эти события стали трагедией в истории объединенной Церкви, потому что она не смогла сохранить единообразие в соответствии с указаниями святого Павла.
Устройство церкви и сравнительный анализ по внутренней организации
Священный обряд Католической Церкви называется Литургией. Церковный орган является неотъемлемой частью церкви или храма. Церковные органы используются для особой музыки. В православии поют смешанные хоры, а в католицизме — исключительно мужские.
Отличие в учении
Основные догматы православной религии следующие
- Бог един в ликах Отца, Сына и Святого Духа;
- Иисус представляет собой Сына Бога-Отца;
- Святой Дух приравнивается к Богу-Отцу;
- Сын Божий имел человеческий образ;
- церковь возглавляет не Патриарх, а Иисус Христос;
- воскресение истинно;
- грядет второе пришествие Христа;
- с помощью крещения человек может освободиться от грехов;
- человек, который верит в Бога, сможет жить вечно.
Православные христиане верят, что души получают спасение после смерти. Они служат Богу и соблюдают Его заповеди на протяжении всей своей жизни. В то же время, испытание нужно смиренно принять и оценить
Важно отметить, что в православной религии отчаяние считается смертным грехом
Закон как детоводитель
«Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» – такие слова мы читаем в Псалтири (Пс. 84:11). Это неплохое отражение самой сути Ветхого Завета. С древнейших времен его толкователи подчеркивали, что в нем сочетаются два начала: милосердие и справедливость. Они необходимо дополняют друг друга; милосердие без справедливости вырождается в попустительство злу, а справедливость без милосердия – в беспощадную мстительность.
Поэтому Ветхий Завет сначала утверждает Закон, определенные правила поведения и наказание за их нарушение – но провозглашает и милосердие к грешнику, этот Закон нарушающему. Еще в ветхозаветные времена евреи излагали суть Закона предельно кратко: «Люби Бога и своего ближнего, а все остальное – только комментарий». Действительно, одна часть Закона подробно расписывала правила богослужения, а другая – излагала правила, которых люди должны были придерживаться в отношениях друг с другом.
Сами по себе эти правила могут показаться нам – людям современного мира – архаичными и мелочными, но в ту эпоху так никому не казалось. Когда Библию начинали переводить на язык одного африканского племени, его представителей, уже принявших христианство, спросили, с чего начать. Конечно, ожидался ответ «с Евангелия» или, по крайней мере, «с Бытия», но новообращенные заинтересовались в первую очередь Левитом – скучнейшей, с нашей точки зрения, книгой, где перечислялись всевозможные обрядовые установления. Племя привыкло жить в мире, где религиозные предписания (всевозможные табу) играют огромную роль, и новая вера для них означала прежде всего новую систему табу.
Ветхозаветные правила были вовсе не случайны, не бессмысленны. Например, Господь повелел израильтянам совершать обрезание как знак их принадлежности Богу, знак завета, заключенного между Ним и Его народом. И только когда израильтяне привыкли к этому знаку, стали пренебрежительно называть своих соседей «необрезанными», стали возможны слова пророка: Вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я посещу всех обрезанных и необрезанных: Египет и Иудею, и Едома и сыновей Аммоновых, и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне; ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем
(Иер 9:25–26; на это место сошлется диакон Стефан в Деян 7:51). Что значит «обрезанное сердце»? Конечно, не о кардиохирургии идет речь, а о том, чтобы человек посвятил Богу не часть своего тела, но все мысли и чувства.
А позднее – и слова апостола Павла, отменяющие этот обычай для христиан: Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?
(Рим 2:25–26). То есть, если ты поступаешь по воле Божьей, тебе не нужны никакие дополнительные знаки, а если нет – они тебе не помогут. Но если бы апостол Павел обратился так к людям времен Авраама, они услышали бы в них только полное безразличие, наплевательство по отношению к Божьей заповеди. Чтобы стать исключением, сначала надо освоить правило.
Так и избранному народу, чтобы придти к новозаветной свободе, нужно было пройти своеобразную школу Закона, научиться и милости, и истине; не случайно тот же Павел называл Закон детоводителем ко Христу
(Гал 3:24–25), то есть сравнивал его с рабом, который отводил ребенка в школу и забирал из нее (по-гречески именно он и назывался «педагог»). Всему самому главному должен был научить Христос, но до Его школы нужно было еще дойти.
Структура Ветхого Завета
Чтобы лучше понять отличие Библии от Евангелия, рассмотрим содержание основной части Ветхого Завета – Танаха, состоящего из 39 книг. В него входят:
- Пятикнижие, или Тора. Оно освещает события, начиная от акта создания мира и человека до того момента, как евреи пришли в Моав. Здесь также описано, как произошло грехопадение, как Адам и Ева были изгнаны из рая, сказано о всемирном потопе, Ноевом ковчеге, жизни Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа в Египте. Заканчивается эта часть разделением Израиля на 12 колен.
- Пророки. Здесь повествуется о периоде, начавшимся завоеванием Ханаана и закончившимся разделением царства Израиль. Описано то, как расселяются колена израильтян, создается царство, правят Давид и Соломон, закладывается Иерусалим, строится первый храм, образуются два царства (Иудея и Израиль).
- Писания. Они охватывают период от раздела царств до возведения второго храма. Включают в себя описание вавилонского пленения, разрушения первого храма, постройки второго, события из жизни царицы Эсфирь, писания пророка Даниила, Ездры, Неемии.
Ветхозаветные книги первоначально были написаны на еврейском языке. Позднейшие книги времен Вавилонского плена имеют уже много ассирийских и вавилонских слов и оборотов речи. А книги, написанные во время греческого владычества (неканонические книги), написаны по-гречески, Третья Книга Ездры — на латыни.
Книги Священного Писания вышли из рук святых писателей по внешнему виду не такими, какими мы их видим теперь. Первоначально они были написаны на пергаменте или на папирусе (который изготовлялся из стеблей произрастающих в Египте и в Палестине растений) тростью (заостренная тростниковая палочка) и чернилами.
Собственно говоря, писались не книги, а хартии на длинном пергаментном или папирусном свитке, который имел вид длинной ленты и накручивался на древко. Обычно свитки писались с одной стороны. Впоследствии пергаментные или папирусные ленты, вместо того чтобы их склеивать в ленты-свитки, для удобства пользования начали сшивать в книги.
Текст в древних свитках был написан одинаковыми большими заглавными буквами. Каждая буква писалась отдельно, но слова одно от другого не отделялись. Целая строчка была как одно слово. Сам чтец должен был делить строчку на слова и, конечно, иногда делал это неправильно. Не было также в древних рукописях никаких знаков препинания и ударений. А в древнееврейском языке также не писались гласные буквы — только согласные.
Деление слов в книгах ввел в V веке диакон Александрийской Церкви Евлалий. Так, постепенно Библия приобретала свой современный вид. При современном делении Библии на главы и стихи чтение священных книг и поиски в них нужных мест стало несложным делом.
1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.
Предлагаем ознакомиться Молитва перед чтением Евангелия и после
2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь.
3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней.
4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
https://www.youtube.com/watch?v=9-EQjmC8Csc
5. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Библии находятся еще девять следующих книг, именуемых «неканоническими»: Товит, Иудифь, Премудрости Соломона, Книга Иисуса, сына Сирахова, Вторая и Третья Книги Ездры, три Маккавейские Книги. Так они называются потому, что они были написаны после того, как был закончен список (канон) священных книг.
Некоторые современные издания Библии этих «неканонических» книг не имеют, в русской же Библии они есть. Приведенные выше названия священных книг взяты из греческого перевода семидесяти толковников. В Библии на еврейском языке и в некоторых современных переводах Библии несколько ветхозаветных книг носят другие названия.
Ветхий Завет состоит из Пятикнижия, Писаний, Поэтических поучений и книг пророков
Ветхий Завет
часть Библии которую написали до Рождества Христова
Ветхий Завет — это тексты, которые написаны до Рождества Христова. Множество археологических находок позволяет с большой точностью определить, какие книги традиционно включали в этот список.
Существует несколько канонов — в них чуть отличается состав книг и некоторые иначе распределены по разделам.
Пророк Моисей не только дал миру десять Заповедей, но и написал первые книги Библии
Пятикнижие
первые пять книг Библии о сотворении мира и истории еврейского народа
Самые ранние книги Библии из известных нам называются Пятикнижие Моисея. Вот их перечень:
- Бытие.
- Исход.
- Левит.
- Числа.
- Второзаконие.
Они повествуют о масштабных событиях в нашем мире, начиная от его сотворения, но постепенно сосредотачиваются на судьбе народа Израиля. В центре повествования поочерёдно оказываются иудейские патриархи: Авраам, Исаак, Израиль, Иосиф.
В Исходе и последующих книгах рассказывается о бегстве народа Израиля из египетского рабства. Евреи получают закон Божий на горе Синай.
Описаны морально-бытовые правила для священников и простых людей. В конце Второзакония Моисей умирает. Эта сцена для многих — повод усомниться в авторстве Моисея.
Далее следуют разделы:
- Писания (тексты исторического характера):
- Книга Иисуса Навина.
- Книга Судей Израилевых.
- Книга Руфь.
- 4 Книги Царств.
- 2 Книги Паралипоменон.
- Книга Ездры.
- Книга Есфири.
Писания
тексты исторического характера,произведения мудрецов Израиля, входят в состав Библии
В «Писаниях» мы много читаем об истории Израиля, великих царях и пророках, войнах и т.д. Но центральной темой всё равно остаётся Бог:
(3 Царств. 19:11-12)
- Поэтические поучения:
- Иов.
- Пасалтыр.
- Притчи Соломоновы.
- Екклесиаст.
- Песнь песней.
Здесь сильна тема восхваления Бога, часто поднимается вопрос об образе жизни верующего человека. Но встречаются и совсем неожиданные жанровые отступления. Например, брачная песнь или исторические экскурсы. Не проходят рукописи и мимо темы любви:
(Песнь Песней 8:6–7)
- Пророки:
- Исайя.
- Иеремия.
- Плачь Иеремии.
- Варух.
- Иезекииль.
- Данниил.
- Осия.
- Иоиль.
- Амос.
- Авдий.
- Иона.
- Михей.
- Наум.
- Аввакум.
- Софония.
- Аггей.
- Захария.
- Малахия.
Пророки
раздел Библии состоит из собрания книг о предсказаниях, чудесах и фантастических образах
Эти книги полны предсказаний, историй о чудесах и фантастических образов. Перечисленные тексты делят на ранние и поздние. В одни больше историзма, в других — акцент на пророчествах.
Ветхозаветная книга Иезекииля полна загадочных образов. Есть мнение, что видение четырёх животных, — это пророчество о четырёх евангелистах
Также существуют неканонические тексты. Их нет в еврейской версии Ветхого Завета. Написаны эти тексты в последние несколько веков до нашей эры. Эти книги считаются небоговдохновенными, но полезными для чтения:
- Вторая книга Ездры.
- Книга Товита.
- Книга Иудифи.
- Книга Премудрости Соломона.
- Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
- Послание Иеремии.
- Книга Варуха.
- Первая книга Маккавейская.
- Вторая книга Маккавейская.
- Третья книга Маккавейская.
- Третья книга Ездры.
Помимо неконических книг есть апокрифическая литература, вроде Книги Юбилеев и Завета Авраама. Эти книги отвергаются иудейской и христианской традициями.
Ветхий Завет — общая для иудаизма христианства часть Священного Писания.
Авторство
У любой книги, каждого текста есть автор. Но кто в таком случае автор Библии?
Верующий человек, не задумываясь, ответит, что «Библия – слово Божье». Получается, что автор – сам Господь Бог. Тогда откуда в составе Библии, скажем Премудрость Соломона или Книга Иовы? Получается автор не один? Предполагается, что Библию писали простые люди: философы, землепашцы, военные и пастухи, врачи и даже цари. Но было у этих людей особое боговдохновение. Они не излагали собственных мыслей, а просто держали в руках карандаш, в то время как Господь водил их руку. И все же, каждый текст имеет свой стиль написания, чувствуется, что они принадлежат разным людям. Несомненно, они могут называться авторами, но все же в соавторах у них был сам Бог.
Авторство Евангелие долгое время ни у кого не вызывало сомнения. Считалось, что тексты написаны четырьмя Евангелистами, имена которых всем известны: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. На самом же деле авторами их с полной уверенностью назвать нельзя. Доподлинно известно только то, что все действия, описанные в этих текстах, не проходили при личном свидетельстве евангелистов. Скорее всего, это собрание так называемого «устного творчества», рассказанное людьми, имена которых навсегда останутся тайной. Это не окончательная точка зрения. Исследования в этой области продолжаются, но на сегодняшний день многие священнослужители предпочли все же говорить прихожанам, что Евангелие было написано неизвестными авторами.
Все люди земного шара могут полностью или частично прочитать Библию на родном языке
— Интересно бы узнать: на каком же языке говорил Иисус Христос?
— Многие считают, что Христос использовал арамейский язык. Однако, когда говорят об оригинале Евангелия от Матфея, большинство библеистов указывают на иврит как на язык ветхозаветных книг. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.
— Все ли народы сегодня могут читать Библию на своем родном языке?
— По данным библейских обществ, еще в 2008 г. Библия полностью или частично была переведена на 2500 языков. Одни ученые полагают, что в мире существует 3 тыс. языков, другие указывают на 6 тыс. Очень тяжело обозначить критерий: что является языком, а что — диалектом. Но с абсолютной уверенностью можно сказать: все люди, живущие в разных уголках земного шара, могут полностью или частично прочитать Библию на своем родном языке.
Конфессии и направления
В русскоязычном дискурсе в эту группу в первую очередь относят такие конфессии как пятидесятники и харизматы , меннониты , баптисты (в России — евангельские христиане-баптисты), а также Всероссийское содружество евангельских христиан (ВСЕХ), декларирующее свою преемственность от исторических eвангельских христиан (прохановцев) .
При этом исторические пионеры евангельского движения, неотъемлемая часть понятия Evangelicalism в международном понимании — моравская церковь , методисты , пресвитериане , а также лютеранский пиетизм и низкоцерковное англиканство — в русскоязычной среде представлены слабо, поэтому говоря о евангельском христианстве их редко имеют в виду. Кроме того, следует иметь в виду, что на Западе конфессии, традиционно относимые русскоязычным дискурсом к этой группе, могут включать в себя как «евангелические», так и «либеральные» церкви и союзы, поэтому «евангелики» в западном понимании — это не совокупность деноминаций, а движение, представленное внутри различных деноминаций .
Помимо конфессионального деления, специалистами в структуре движения евангельского христианства усматриваются два основных направления: либеральное и консервативное. Крайним проявлением последнего является фундаментализм .
Большинство евангельских христиан, несмотря на явные разногласия в ряде вопросов (либерализм и консерватизм, арминианство и кальвинизм) считают другие евангельские конфессии родственными.
Разногласия между христианами и православными
Кратко рассматривая различия между католицизмом и православием, стоит отметить следующие особенности.
- В православии отрицается догма относительно непорочного зачатия, а в католицизме – наблюдается обратная ситуация.
- Католики имеют особые закрытые помещения для исповеди. В православии исповедь проводится на виду у остальных прихожан.
- Православные совершают крестное знамение справа налево. Католики делают это в другую сторону.
- Все католические священники должны давать обет безбрачия. В православной религии это обязательно лишь для епископов.
- В католицизме церковный брак считается нерасторжимым. Православие утверждает, что измена разрушает церковный брак. В этом случае невиновная сторона может вступить в новый брак, и это не будет считаться грехом.
- Великий пост в православии и католицизме начинается в разные дни. В первом случае – в Чистый Понедельник, во втором – в Пепельную Среду. Есть отличия и в продолжительности Рождественского поста.
- В католической религии имеется учение об индульгенциях. Современное православие не имеет такой практики.
- В православной религии нет аналога католического института кардиналов.
Не только религия
Слово «евангелие» мы воспринимаем исключительно в религиозном контексте. Но до распространения христианства в Средиземноморье евангелием могло быть радостное известие о военной победе, о восхождении правителя на престол, о рождении наследника или другом политическом и общественном событии. Даже указы, исходившие от «обожествляемой» власти, назывались евангелиями. Сегодня о той древности напоминают популярные греческие имена. Ева́нгелос (кратко Ванге́лис) означает буквально «благовестник». Оно состоит из хорошо знакомого нам слова «ангел» («а́нгелос» по-гречески – вестник, гонец, посланник, глашатай) и приставки «ев-» (благой). Женский вариант имени – Евангели́я.
Знаменитый греческий композитор Вангелис (полное имя Ева́нгелос Одиссе́ус Папатанаси́у) аккомпанирует на рояле оперной певице Монтсеррат Кабалье (1997 г.).
Reuters
Эту фамилию прославила на весь мир канадская топ-модель 90-х Линда Евангелиста – дочь итальянских иммигрантов.
Reuters
Что такое Евангелие?
Как уже известно, Евангелие – это описание жизненного пути Христа.
Почему же часть Евангелий стали каноничными, а часть – нет? Дело в том, что именно эти четыре Евангелия практически не имеют противоречий, а описывают просто немного разные события. Если же написания определённой книги апостолом не ставится под сомнение, то ознакомление с апокрифом церковь не воспрещает. Но и нравственным ориентиром такое Евангелие стать для христианина не может.
Евангелие
Бытует мнение, что все каноничные Евангелия были написаны учениками Христа (апостолами). На самом деле это не так: например, Марк являлся учеником апостола Павла и входит в число семидесяти равноапостольных. Многие религиозные диссиденты и сторонники «теорий заговора» считают, что церковники специально скрывали от людей истинное учение Иисуса Христа.
В ответ на подобные заявления представители традиционных христианских церквей (католической, православной, некоторых протестантских) отвечают, что для начала нужно разобраться какой текст можно считать Евангелием. Именно для облегчения духовного поиска христианина и был создан канон, защищающий душу от ересей и фальсификаций.
Православие и католическое христианство, в чём отличия
Католическое христианское течение отличается от православного христианства подходами к проведению богослужений и вероучению. В римско-католической традиции главой церкви является Папа Римский, не Иисус Христос, как в православии.
Отличия католического христианского вероучения от православного христианского:
Автокефалия что это такое в церкви простым языком
• Святой Дух исходит от Божьего Сына в той же мере, что и от Отца; • Богородица рождена непорочно и вознесена на небеса телом, а не только душой; • католики почитают большое количество различных святых; • все деяния Папы Римского, как верховного иерарха церкви, считаются непогрешимыми; • после смерти тела душа не подвергается мытарствам, в отличии от православного христианства, а оказывается в чистилище, где ее ждут испытания; • для таинства причастия необходим пресный хлеб.
Кардинальное отличие католического христианства от православия — это понятие искупления грехов за дары (индульгенция). Западная традиция считает, что Христос, Богородица и святые своими деяниями создали неисчерпаемый запас благости, которого хватит на покрытие грехов всей христианской паствы. Запас благости находится в распоряжении католической христианской церкви и продается грешникам в виде специальных грамот, индульгенций. Владельцы индульгенций получают отпущение грехов.
Католическая христианская служба носит название “месса”, в отличие от православной христианской литургии. Богослужение сопровождается торжественной музыкой, исполняемой на органе. Церковное пение в костелах исключительно мужское (мальчики с детскими голосами), тогда как в православных храмах поет смешанный хор.
Догмат о непорочности Богородицы — основная отличительная особенность западно-европейского христианства от православного. Католическая христианская паства верит в непорочное зачатие Девы Марии. Почитание Божьей Матери в православной среде не меньше, но восточная ветвь христианства, в отличии от католической христианской, считает ее смертной женщиной, вознесенной на небо после смерти душой, но не телом.
Еще для христиан католиков типично мистическое сосредоточение на крестных муках Иисуса. Иногда у верующих даже появляются раны на теле (стигмы) от тернового венца и гвоздей.
Помин умерших осуществляется на третий, седьмой и тридцатый дни после упокоения.
Отличается у христиан католиков и процедура миропомазания: оно может проводиться лишь людям, достигшим совершеннолетия, а не детям, прошедшим таинство крещения, как в восточной традиции.
Таинство причастия доступно только с семилетнего возраста, а для восточных христиан — с младенчества.
В костелах нет иконостаса.
Все священники не могут иметь семью (целибат), в отличии от белого духовенства в православном христианстве, наши священнослужители не обязаны давать монашеские обеты, часто создают семьи, имеют детей.
Четвероевангелие
- Слово «евангелие» на греческом языке означает «радостная весть». Так называл свое учение Сам Господь наш Иисус Христос (Мф 24:14; 26:13; Мк 1:15; 13:10; 19:; 16:15). Поэтому для нас «евангелие» неразрывно связано с Ним: оно есть «благая весть» о спасении, дарованном миру через воплотившегося Сына Божия. Христос и Его апостолы проповедовали евангелие, не записывая его. К середине 1 века эта проповедь была закреплена Церковью в стойкой устной традиции. Восточный обычай запоминать наизусть изречения, рассказы и даже большие тексты помог христанам апостольской эпохи точно сохранить незаписанное Первоевангелие. После 50-х годов, когда очевидцы земного служения Христа стали один за другим уходить из жизни, возникла потребность записать благовествование (Лк 1:1). Таким образом «евангелие» стало обозначать зафиксированное апостолами повествование учении Спасителя. Оно читалось на молитвенных собраниях и при подготовке людей ко крещению.
- Важнейшие христианские центры I в. (Иерусалим, Антиохия, Рим, Ефес и др.) имели свои собственные Евангелия. Из них только четыре (Мф, Мк, Лк, Ин) признаны Церковью богодухновенными, т. е. написанными под непосредственным воздействием Святого Духа. Они называются «от Матфея», «от Марка» и т. д. (греч. ката соответствует рус. «по Матфею», «по Марку» и т. д.), ибо жизнь и учение Христа изложены в данных книгах этими четырьмя священнописателями. Их евангелия не были сведены в одну книгу, что позволило видеть евангельскую историю с различных точек зрения. Во II в. св. Ириней Лионский называет евангелистов по именам и указывает на их евангелия как на единственно канонические (Против ересей, 2, 28, 2). Современник св. Иринея Татиан предпринял первую попытку создать единое евангельское повествование, составленное из различных текстов четырех евангелий, «Диатессарон», т. е. «евангелие от четырех».
- Апостолы не ставили себе целью создать исторический труд в современном смысле этого слова. Они стремились распространять учение Иисуса Христа, помогали людям уверовать в Него, правильно понимать и исполнять Его заповеди. Свидетельства евангелистов не совпадают во всех подробностях, что доказывает их независимость друг от друга: свидетельства очевидцев всегда носят индивидуальную окраску. Святой Дух удостоверяет не точность деталей описанных в евангелии фактов, а духовный смысл, заключающийся в них.
Встречающиеся в изложении евангелистов незначительные противоречия объясняются тем, что Бог предоставил священнописателям полную свободу в передаче тех или иных конкретных фактов применительно к разным категориям слушателей, что еще более подчеркивает единство смысла и направленности всех четырех евангелий.