12 примеров догматизма в повседневной жизни

Как найти опору внутри себя

Как понять, что у вас недостаточно сильная внутренняя опора? Есть простой способ.

Вспомните негативную ситуацию или представьте ее. Например, вас обидел любимый человек, накричал директор, обсмеяли за что-то. И вам было обидно и больно. Как вы поступили в этой ситуации? Постарались самостоятельно прийти в себя и направить ресурсы на успокоение и гармонию эмоций и разума? Или же первым делом побежали звонить другу, маме, партнеру?

Если второй вариант, то у нас плохие новости: вы не черпаете силы изнутри, а пытаетесь найти опору в других. Хотя в первую очередь вы должны обращаться к самому себе.

К счастью, над точкой опоры можно работать. И внутреннюю опору можно развить самостоятельно, независимо от опыта прошлого.

Рекомендации

  1. «Догма». Католическая энциклопедия Нового Адвента . Получено 5 октября 2021.
  2. , «догма». Merriam-Webster.com | Энциклопедия Британской компании, Инк. 1831 | https://www.merriam-webster.com/dictionary/dogma>.
  3. «Догма». Dictionary.com . Получено 4 октября 2021.
  4. «Догма (сущ)». Интернет-словарь этимологии . Дуглас Харпер. 2021 г.. Получено 4 октября 2021.
  5. «Догма». Бесплатная энциклопедия от Farlex . Получено 5 октября 2021.
  6. Фуллер 2005, п. 1. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFFuller2005 (Помогите)
  7. Люстхаус, Дэн (2002). Буддийская феноменология (PDF). Рутледж. п. 242, п. 46.
  8. Фуллер 2005, стр. 1–2. Ошибка sfn: цель отсутствует: CITEREFFuller2005 (Помогите)
  9. Блэкберн 2021, п. 139.
  10. Станглин 2009, п. 240.
  11. О’Коллинз 1983С. 162–63.
  12. Макким 2001, п. 350.
  13. , «догма» Оксфордский философский словарь. Саймон Блэкберн. Издательство Оксфордского университета, 2011.
  14. Мухаммад Абид Джабири, «принцип аналогии», в арабско-исламской философии, пер. Азиз Аббасси (Остин: Техасский университет Press, 1999), 74-85. ISBN 9780292704800
  15. https://societyofepicurus.com/advise-to-new-students-of-epicurean-philosophy/
  16. https://www.ptypes.com/fundamental_dogmas.html
  17. Секст Эмпирик, «Очертания пирронизма», I. 13
  18. Секст Эмпирик, «Очертания пирронизма», I. 14

Догматизм и догма: зарождение

Психологической основой, которая заложила фундамент таких понятий, как догматизм и догма, стало безынициативное мышление общества. Созерцательному сознанию легче принять догму за чистую истину, чем пытаться её доказать или опровергнуть.

Именно данная функция человеческого разума заставляет людей принимать любые виды фактов и информации на веру, мыслить стереотипно. Человек боится будущего, поэтому обращается к понятному, простому и закоснелому прошлому.

Позиция догматиков

Догматики не приемлют новшества и перемены. Социальная функция догматизма — консервация положения дел. Иными словами — сохранение старых принципов, норм, правил, концепции жизни и повседневного быта. Догматическое мышление (догматизм) противоположно разуму, которое привыкло ставить на первое место истину, её доказательство и использование на практике.

Сторонники неписаных постулатов (что и есть догма) извращают свои изначальные убеждения и моральные позиции. Они переносят принципы присущие определённой ситуации, которая кардинально отличаются от первоисточника проблемы. Подобное действие даёт негативный результат. Положительный поступок превращается в данном случае в отрицательное действие. Например, уход преступника от ответственности.

Мнение консерваторов

Подобное мышление, а именно догматизм распространено среди консерваторов, убеждённых сторонников абсолютизма. Они упрямо верят в незыблемость принципов. Догматизм, основанный на чистой вере, убеждён в непогрешимости религиозных норм и правил.

Сторонники религиозных догм, не интересуются научными исследованиями, доказанными фактами, которые опровергают и подвергают сомнению их принципы и убеждения.

Догмат

Значение слова Догмат по Ефремовой: Догмат — Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Значение слова Догмат по Ожегову: Догмат — Основное положение религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике

Догмат в Энциклопедическом словаре: Догмат — в религии — утвержденное высшими церковными инстанциямиположение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, неподлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм идр. 2) То же, что догма.

Значение слова Догмат по словарю Ушакова: ДОГМАТ

, догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении.Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Значение слова Догмат по словарю Брокгауза и Ефрона: Догмат

— Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св. Исидор, называли Сократа законодателемдогматов аттических, учения Платона и стоиков — догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должныбеспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д. сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн. Деяний Апостольских — законы царские, в послании к Колоссянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20—28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена. Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), божественными (δ. Θεία), господними (δ. τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям; 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается отправил жизни, или практической деятельности христианина; 3) будучи происхождения божественного, Д. есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), и 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви.Н. Б. Догма Смита Догмат Догматизация

Религия и наука – извечное противостояние

Теологический догматизм часто становится на пути развития научного знания. Примечательна в этом отношении история, произошедшая в конце позапрошлого столетия с Роберто Лэнделлом, прогрессивным священником, интересовавшимся техникой.

Он создал конструкцию, выполнявшую функцию беспроводного телефона. Роберто решил продемонстрировать свое изобретение одному епископу. Вопреки ожиданиям Лэнделла, тот пришел в неописуемый ужас от научной новинки, назвал ее «голосом дьявола» и строго приказал Роберто прекратить изыскания в этом направлении.

Еще один интересный случай произошел с представителем епископского сословия. Однажды он решил посетить религиозное учебное заведение, которое возглавлял молодой человек передовых воззрений.

Между гостем и педагогом возник диспут о Золотом веке. Священник был убежден, что это время уже наступило и все явления познаны. Его оппонент возражал: род человеческий стоит только на пороге открытий, но уже через 50 лет научиться летать. Епископ недоверчиво рассмеялся. Фамилия этого служителя церкви была Райт. Его двум сыновьям суждено было создать первый в мире аэроплан…

Вердикт догматикам

По меткому выражению Л. Фейербаха, догма – это прямой запрет мыслить. Человек-догматик не утруждает себя анализом, сопоставлениями и сомнениями. Он рискует навсегда остаться в темноте своих аксиом, так и не приблизившись к истине.

LiveJournal

LinkedIn

« Предыдущая запись

Догматизм и догма: недостатки

Современники считают догматическое мышление, а именно догматизм приемлемым и рациональным. Оно позволяет людям опереться на проверенные поколениями нормы и особенности жизни. Однако между привычными вещами и настоящим миром теряется связь. Человек попадает в собственную иллюзорную реальность. Индивидуум перестаёт развиваться, искать новые знания и совершенствовать личность.

Догматизм имеет основный и главный недостаток — это различные препятствия в личностном росте. Его основа — консерватизм. Критическое мышление, самостоятельный поиск ответов заменяют на уже принятые авторитетами мнения, убеждения и решения. Этим умело пользуются особы, которые привыкли добиваться всего через демагогию.

Субъект использует предложенные шаблоны для формирования собственного отношения к ряду явлений и событий. Догматизм не принимает новые знания и факты. Он руководствуется устаревшими правилами принятыми и озвученными авторитетами. Часто эти доводы противоречивы и несовместимы. Однако человек лишённый критического мышления и подчинённый таким правилам как догма принимает все постулаты беспрекословно.

Реальность пугает догматика, заставляет обращаться за ответами к проверенной столетиями истине. Однако современный мир быстро изменяется. Факты и принципы прошлых столетий сейчас считаются стереотипами и предрассудками.

Догматизм в науке

Догматизм в науке рассматривается как необходимость, когда некоторые выводы и взгляды не следует поддавать критике и сомнениям. Гносеологическая точка зрения определяет догматизм как неосознанное игнорирование изменений и динамики развития, преувеличенное восприятие истинного утверждаемого, избегание логического объяснения и проверки.

Психология рассматривает догматизм как склонность мозга оставаться инертным – он быстрее воспримет некую идею, чем будет стремиться ее объяснить. Это приводит к стереотипному мышлению и консерватизму, когда лучше сохранить прошлое (понятное и предсказуемое), нежели склоняться к неизвестному и творческому настоящему и будущему.

Социология рассматривает догматизм как желание сохранить текущее положение дел, сберечь индивидуальный или групповой статус, который уже был приобретен. Догматизму противопоставляется мышление, при котором факты и выводы делаются на конкретности истины, условиях формирования, целях, месте и времени применимости, ее функционирования в определенных рамках.

Догматизм присущ консервативному уму, который больше склонен верить в устойчивость моральных и универсальных идей. Он не подвергает их сомнению. Здесь происходит извращение морали, когда, например, добро становится злом, если добрый поступок привел к преступлению и не был наказуем. Здесь полностью исключаются любые изменения и перемены, условия и обстоятельства. Идеально подобное мышление подходит в кругах, где требуется слепая вера, например, в религии.

Различные кризисы, которые наступают в жизни любого человека, основываются на догматическом мышлении. Человек сталкивается с ситуациями или обстоятельствами, которые не вписываются в принятые им нормы и правила. Психологи отмечают, что причиной догматического мышления является приспособленчество и непрофессионализм.

Догматизм формирует определенное качество характера в человеке (консерватизм), при котором он становится склонным к утверждению без обсуждения, использованию раз и навсегда приведенных понятий, игнорированию всех изменяющихся обстоятельств и условий жизни.

Человек вынужден принимать любую информацию как истинную, не подвергая ее анализу, не рассматривая ее в различных обстоятельствах. Это вера, которая была внедрена в голову и которую, возможно, человек ни коим образом не проверил. Примерами догм можно назвать:

  1. «Деньги дают власть».
  2. «Порядочных мужчин нет».
  3. «Все бабы – дуры».
  4. «Судьба предопределена» и пр.

Догматизм основывается на незнании и невежестве. Чтобы как-то выжить в мире, человек готов принять любую идею за истину, а потом уже от нее отталкиваться при принятии решений и совершении действий.

Догматизм предполагает страх и уход от самостоятельного мышления, принятых традиций и авторитетов. Примеры такого мышления можно встретить повсеместно, например, в выражении «Мать всегда желает добра своему ребенку». Здесь не учитываются различные обстоятельства и ситуации, когда матери просто физически и морально уничтожали собственных детей, делали их больными.

Догматизм процветает там, где людям необходимо дать некое знание, которое они воспримут как истинное. Человек чего-то не знает, поэтому он готов к получению информации. У него нет ни времени, ни желания, ни возможностей ее проверить. Он не подвергает информацию критике и сомнениям, не проверяет ее истинность. Он просто в нее верит, делает своим убеждением. В результате человек начинает мыслить и действовать, жить на основе данной догмы.

Сократическая беседа

Самым известным видом систематического обучения является обучение посредством постановки во время диалога наводящих вопросов, которые помогают находить истину. Этот вариант обучения и воспитания использовался древнегреческим философом Сократом, а потому был назван методом сократической беседы.

Подобное воспитание и обучение является противоположностью догматического подхода.

Сократ считал основной задачей наставника пробуждение глобальных душевных сил своих учеников. Его беседы были направлены на то, чтобы оказать помощь «самозарождению» в сознании воспитанников истины.

Беседа-диалог состояла из двух частей. На первом этапе образовательного процесса Сократ серией вопросов побуждал своих воспитанников находить истину. Ученик должен был увидеть и осознать проблему там, где ему до этого все казалось понятным и простым.

При раскрытии противоречий устранялось мнимое знание, а беспокойство, в которое вводился ум, вызывало мысль о поиске настоящей истины.

Вторая часть беседы стала называться «майевтикой». Это слово в буквальном смысле означает « повивальное искусство». Ученика с помощью правильно сформулированных вопросов приводили к осознанию положений, что являются истинными.

В процессе поиска истины наставник и ученик находятся в одинаковых условиях. В качестве одного из достоинств Сократа как учителя было его отталкивание из того, что ученик понимал свою ограниченность, что способствовало побуждению его к самостоятельному мыслительному процессу.

В настоящее время сократическую беседу активно используют в рамках постановки и решения проблем во многих учетных дисциплинах, а также при необходимости выбора конкретных решений.

Догматизм в философии

В философии термином «догматизм» обозначают разновидность философских учений, или же характеристику философских учений. Философское учение признаётся догматичным в том случае, если оно принимает определённые основоположения в качестве абсолютных истин без предварительной проверки, а также возможности их изменения. Догматическое учение является несовместимым с другими учениями: критицизмом и скептицизмом.

Скептицизм

Происхождения термина «догматизм» и его существование его в философии связано с философией античности. Древнегреческие скептики Зенон и Пиррон в своё время утверждали, что достижение истинного знания просто невозможно. Именно поэтому они называли «догматиками» всех тех философов, которые выдвигали, а затем и защищали, различные утверждения и истины, называемые догмами, о различных вещах. Скептики предписывали утверждать о познаваемом, используя выражение «мне так кажется», а также сомневаться во всём, что есть.

Скептики эпохи Возрождения и Нового времени, точнее, ранних его периодов, использовали скептические аргументы для критики различных учений, обвиняя их последователей и идеологов в догматической точке зрения. Прежде всего критике подвергались перипатетики, то есть схоласты, которые были последователями идей Аристотеля.

Критическая философия

В Новое время термин «догматизм» был использован Эммануилом Кантом, который назвал догматической все философские учения от Декарта до Кристиана Вольфа. Эти философские учения относились к так называемой рациональной философии. Критика Канта была причиной того, что учения рациональной философии создавались без исследования возможностей, а также предпосылок знания, что должно было осуществлять предварительно. В его работе «Критика чистого разума» использованная им критическая философия стала фундаментом для философского критицизма.

Кант вначале утверждает о том, что познавательные способности человека должны предварительно быть исследованы, а затем подвергнуты критике. Из этого следует, что индивид не может познать вещи сами по себе, но при этом способен познавать определённые явления, которые по закономерностям своей организации принадлежат познающему индивиду. Именно по этой причине, метафизика становилась невозможна как догматическое положительное знание о вещах.

Марксизм и гегельянство

Известный философ Гегель также критиковал догматиков и метафизику, приравнивая термины «метафизика» и «догматизм» к синонимам. Гегель считал, что догматизмом называют одностороннее рассудочное мышление, которое само по себе принимает лишь одну часть диалектического противоречия. Данное положение, по мнению Гегеля, противостояло диалектике.

Как утверждал Гегель, догматизм принимает лишь однорассудочное определение, которое в силу своей односторонности исключает противоположные определения. Диалектическое мышление не содержит в себе односторонних определений и не разделяет их, а является целостностью, что предполагает содержание в нём тех определений, которые в раздельности будут восприниматься догматиками незыблемыми и истинно верными.

Создание и укрепление внутренней опоры

Самые важные точки опоры находятся внутри нас. Опора — это то, насколько хорошо мы себя знаем. Для начала нужно сформировать базовое представление о себе: обозначить свои моральные ценности, начать уважать собственное мнение, установить личные границы, научиться слышать сигналы тела. Человека, который хорошо себя знает, трудно сбить с толку.

Для лучшего понимания своей личности задайте себе несколько вопросов:

На какие свои сильные стороны я могу опереться? Чему могу научиться, смотря на свой опыт? Какие у меня моральные ценности? Что для меня важно?

Какие занятия делают меня счастливым? Что заставляет меня улыбаться?

Есть ли в моей жизни люди, готовые прийти на помощь?

Понимаю ли я знаки своего тела? Замечаю, как оно реагирует на происходящее вокруг?

Как я дышу? Нужно просто замедлиться и понять ритм своего дыхания.

Замечаю ли я свои эмоции? Что вызывает сильную ответную реакцию? Что беспокоит меня в данный момент?

Узнавайте себя, видение картины своей личности — начало к построению внутренней опоры человека. Ваша индивидуальность — огромный мир для исследования и самопознания.

Отношение к безоговорочным постулатам в мире философии

Не остались в стороне от изучения данного феномена и признанные во всем мире гениальные мыслители. Догматизм – это в философии одна из характеристик того ли иного учения. Если оно использует в своей системе основоположения, не требующие проверки, оно считается догматичным.

В оппозиции к подобным схоластическим воззрениям стоят следующие течения:

1. Скептицизм

Одним из отцов-основателей данного учения считается древнегреческий мыслитель Пиррон. Он отрицал возможность постижения человеком истины. Совместно со скептиком Зеноном, Пиррон именовал догматиками всех философов, которые выдвигали утверждения, претендующие на знания об определенных вещах.

Скептицизм предписывал пользоваться формулой: «Мне так кажется» и подвергать сомнению абсолютно все существующее. В эпоху Ренессанса последователи этого течения подвергали разгромной критике идеологов античного догматизма.

2. Критицизм

В XVIII веке эстафету по осуждению догматизма перенял немецкий мыслитель Иммануил Кант. Философ утверждал, что познавательные потенции человека подлежат предварительному анализу, а затем – критике. Кант говорил, что вещи не могут быть поняты индивидом, ему под силу только отельные явления действительности.

Особенностью критической философии является то, что она задает критерии, при помощи которых можно отличить истинную информацию от ложной. Тем самым устраняются лишние иллюзии. Критицизм также задает границы человеческого познания.

3. Гегельянство

Подвергался догматизм нападкам и со стороны одного из создателей немецкой классической философии Георга Гегеля. По его мнению, приверженцы этого учения исповедуют односторонний взгляд на природу вещей, исключающий альтернативу и несовместимый с диалектикой.

Догматизм отвергает возможность вариативного рассмотрения явлений и предметов. Диалектика же предусматривает умение «схватить» связь различных моментов, постичь мир во всей его многогранности.

Гераклит (544 г. до н.э. — 484 г. до н.э.)

Философ-естествоиспытатель из Эфеса, города Ионии, его мысли известны из более поздних высказываний, так как сохранились только части его сочинений.

Он предполагает, что вселенная колеблется между обращением и расширением всего сущего до изначального огня. Это приводит к непрерывному движению и изменению, которым охвачен мир.

Этот поток регулируется законом, который называется логотипами. Он направляет будущее мира и подает ему знаки, обращаясь к человеку, хотя большинство людей не умеют говорить и слушать.

Для Гераклита порядок — это порядок разума. Он считает, что чувств недостаточно и поэтому следует использовать интеллект, но к этому мы должны добавить любознательную и критическую позицию. Время спасения как фундаментальный элемент; по этой причине он думает о существовании как о становлении.

Невроз — психоз — пограничная личность

Важно дифференцировать пограничную личность от невротика или психа, а также последних двух друг от друга. У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций)

Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности

У человека с диагнозом пограничное расстройство личности нарушен процесс обработки информации (особенно чувств и эмоций). Неврозы же, никак не меняют процессы, которые протекают в структуре самой личности.

Невроз – это что-то временное, от чего можно избавиться. Личностное расстройство оказывает огромное влияние на структуру личности, на восприятие и способы реагирования на внешние события.

Пациент, у которого невроз, осознает, что с ним что-то не так, пытается преодолеть это состояние, стремиться обратиться за помощью к специалистам. Индивидуум с личностным расстройством не осознает, что с ним что-то не так. Его реакция и поведение воспринимаются им как вполне реальные и единственно возможные. Такие люди верят, что реальность именно такая, какой они ее видят и понимают.

Невроз – это патология нервной системы, чаще возникает из-за сильного стресса, глубоких переживаний, длительного пребывания в напряженном состояния, вызывается истощением нервной системы.

Разновидности неврозов:

  • (не)обоснованные страхи;
  • истерия;
  • навязчивое состояние;
  • неврастения.

Психоз – психическое заболевание, которое проявляется в странном, неадекватном поведении и восприятии окружающего мира, а также нестандартной реакцией на события и внешние раздражители.

Люди, страдающие неврозом, критично относятся к себе и окружающим, не теряют связь с реальностью происходящих событий. Человек анализирует свое состояние, идет на контакт, принимает помощь, охотно соглашается на лечение.

Психозы сопровождаются слуховыми и визуальными галлюцинациями, бредовым расстройством, странным поведением, зацикленностью.

Пограничное расстройство личности и психоз – это психические расстройства, которые связаны с глубоким нарушением психики, прогрессирующим ухудшением социализации человека, чаще всего вызваны рядом психологических и наследственных причин, детских воспоминаний и ситуаций. Часто второе следует из первого, если вовремя не было начато лечение.

В отличии от них, невроз – это заболевание нервной системы, которое человек может заметить самостоятельно и с помощью несложного терапевтического лечения его преодолеть. Неврозы, чаще всего, носят единичный характер (не склоны к повторному появлению).

Пограничное расстройство личности и психоз – заболевания, которые можно «залечить», но не излечить полностью. Возможны длительные периоды ремиссии, с возникающими время от времени кризисами.

Что такое догматизм в религии и науке?

Само по себе понятие «догма» говорит о том, что восприятие должно быть истинным и не иметь какой-либо критики, при этом не происходит никакого научного изучения, и происходящее никак не обосновывается. Изначально слово «догматизм» относили к религиозной концепции, когда христиане видели Бога как единого, всесильного и непогрешимого, в иудаизме же это относилось к непоколебимой вере в реинкарнацию и карму.

Любая возникающая религиозная концепция давала толчок развитию догматизма, так как несла в массы мысль о том, что все вероучения необходимо принимать такими, какие они есть, а не использовать вольную трактовку. В науке догматичный метод использовали для того, чтобы сохранить все взгляды и выводы в первоначальном виде, не допуская их критики. В гносеологии считается, что основным толчком для развития данного понятия стало неосознанное игнорирование изменений, а также нежелание получать логическое объяснение и производить проверку.

Библиография

  • Блэкберн, Саймон (2016). «Догма». Оксфордский философский словарь . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0198735304 .
  • Макким, Д. (2001). «Догма». В Элвелле, Уолтер А. (ред.). Евангелический богословский словарь . Baker Academic. ISBN 9780801020759 .
  • О’Коллинз, Джеральд (1983). «Догма». В Ричардсоне, Алане; Боуден, Джон (ред.). Вестминстерский словарь христианского богословия . Вестминстерская пресса Джона Нокса. ISBN 978-0664227487 .
  • Станглин, К. (2009). «Догма». In Dyrness, William A .; Кярккяйнен, Вели-Матти (ред.). Глобальный богословский словарь: ресурс для всемирной церкви . InterVarsity Press. ISBN 978-0830878116 .

Ссылки

  1. Денисов, Сергей; Денисова Любовь В. (2015). Метафизика и догматизм. В Журнале Сибирского федерального университета, гуманитарные и социальные науки 6 (2015 8) с. 1300-1307. Восстановлено с elib.sfu-kras.ru.
  2. Эскохотадо, Антонио. Гераклит и разум в теме IV. Первые греческие мыслители (II). Восстановлено с heraclito.org.
  3. Эванс, Джеймс. Анаксимандр. Британская энциклопедия. britannica.com
  4. Фернандес Сепедаль, Хосе Мануэль. Анаксимед в досократических философах. Восстановлено с сайтаphilus.org.
  5. Джилл, Мэри Луиза; Пеллегрин, Пьер (редактировать) (2006). Товарищ античной философии. Блэквелл Товарищи по философии. Бэквелл Паблишинг Лтд. США. Получено из BlackwellCompaniontoAncientPhiloso.pdf
  6. Хэнсон, Дэвид Дж (1972). Догматизм и крайность отношения. Журнал социальной психологии. Vol. 89, 1973, Issue 1. Опубликовано в сети, 2010 г. Восстановлено с tandfonline.com.
  7. Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (2006). Лекции по истории философии, 1825-6, т. II Греческая философия. Перевод Р. Ф. Брауна и Дж. М. Стюарта при содействии Х. С. Харриса. Издательство Оксфордского университета. Нью-Йорк.
  8. Миллер, Роберт (2014). Обзор религии без Бога, Рональд Дворкин, Гарвард, 192 стр. На firstthings.com.
  9. О’Коннор Дж. Дж. И Робертсон Э. Ф. (1999). Пифагор Самосский. Школа математики и статистики Университета Сент-Эндрюс, Шотландия. В groups.dcs.st.
  10. О’Грейди, Патрисия. Фалес Милетский. Интернет-энциклопедия философии. В iep.utm.edu.
  11. Белый, Роджер (2006). Проблемы догматизма. Философские исследования. Том 131, выпуск 3, стр. 525-557. Восстановлено с link.springer.com.

Природа догматизма

Корни догматизма следует искать в самой человеческой природе, рассматривая их с позиций социологии, нейрофизиологии и психологии.

Прежде всего, это социальная инерция, захватывающая большие массы людей, удерживая их сознание в лабиринте отживших догм. Она проявляется, когда в обществе нет традиций критического осмысления реальности, когда людей не учат с детства думать и оценивать происходящие в мире события, а массово прививают поведенческие штампы и стереотипы.

С точки зрения нейрофизиологии, тот факт, что организм способен эффективно использовать полученный опыт, обеспечивает его выживание в будущем. Деятельность в настоящем зависит как от накопленного опыта, так и от способности целеполагания, то есть определяется одновременно из прошлого и желаемого будущего. На уровне мозга этот процесс обеспечивается специфической нейронной структурой – энграммой. Она-то и отвечает за инерцию мышления и поведения.

Необходимо отметить также, что все эти процессы, как правило, не осознаются. Именно по этой причине так сложно бывает избавиться от направляющей поведение системы догматических убеждений.

Поэтому можно сказать, что догматик – это человек, застрявший в прошлом.

Что такое перенос в психологии

Перенос в психологии – это перекладывание эмоций с недоступного эмоционально значимого объекта на доступный объект. Это замещение, которое не осознается самим человеком. Нельзя путать это с «отыгрыванием» эмоций, их выплеском. Это не то же самое, что избить куклу, представив, что она ненавистный начальник. В этом случае человек понимает, что он пытается заменить одно другим и выплеснуть агрессию социально приемлемым путем. При переносе человек не понимает этого. Он видит в ком-то значимого человека из прошлого и ведет себя с ним так же, как в старых отношениях. Тот, на кого перенесли чувства, как правило, тоже не понимает этого.

Понятие переноса в психологии

Под переносом в психологии понимают перенос эмоций и чувств, влечений, фантазий, установок, защитных механизмов с одного объекта (того, кому они реально адресованы) на доступный объект. Как правило, речь идет о переносе эмоций в отношении кого-то из прошлого на людей в настоящем. Речь идет как о позитивных, так и о негативных эмоциях, но чаще психологи имеют дело с переносом негатива (страх, обида, ненависть).

Как правило, в качестве образца для переноса выступают люди из детства. Специфика переноса в том, что человек не просто ищет образец среди других людей, он склонен приписывать качества образца тем людям, которые ими не наделены, и взаимодействовать с ними в рамках этих качеств.

Для подсознания не существует прошлого и настоящего. Ему интересны только готовые шаблоны. Анализ каждой новой ситуации и поиск новых моделей поведения требует больших энергетических затрат. Вот подсознание и пытается вести нас по пути меньшего сопротивления: примерить готовый шаблон поведения, модель старых отношений на взаимодействие с новыми людьми.

Перенос в психологии: примеры

Чаще всего образцом становится кто-то из родителей. И опять же пример может быть как положительным, так и отрицательным. Например, девочка из семьи алкоголика ищет мужа-алкоголика. Ребенок гиперопекающей матери в будущем ищет такую же жену.

Примеры переноса можно заметить невооруженным взглядом. Вне науки это называют злым роком, проклятием, венцом безбрачия и т.д. Например, женщина говорит, что все мужчины козлы, ей попадаются только сволочи или алкоголики, и это действительно так. Мистика? Нет, перенос. Она находит, видит и хочет видеть рядом с собой только таких мужчин.

А если перенос произошел с учетом приписывания каких-либо качеств, то ситуация выглядит еще интереснее. Два человека с переносом и без будут описывать одно и то же третье лицо по-разному. Например, с одной женщиной мужчина становится любящим мужем и отличным отцом, а для другой женщины – тиран и бестолочь.

Другой пример переноса: человек меняет одну работу за другой, но на каждом производстве ему попадается начальник-тиран. Кстати, каждый из них – копия отца-тирана. Совпадение? Нет, перенос во всей своей красе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ск-Бриз
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: