Виды памяти (анхельс наварро)

Тестирование

Итак, пришло время переходить к практике. Что необходимо сделать, чтобы определить, насколько хорошо у вас развита вербальная память? Тест проводится в основном только на маленьких детях в возрасте до десяти лет, так как у взрослых людей уровень вербального интеллекта или вербальной памяти определить бывает немного затруднительно.

Причина здесь кроется в том, что именно в самом младшем возрасте происходит постоянный прирост определенных знаний, поэтому можно легко определить, на каком именно этапе вербального развития находится ребенок. Взрослые же люди не слишком сильно отличаются друг от друга по данному показателю.

Вербальная память у детей проверяется с использованием игровых методов. Например, ребенку предлагают выбрать лишний предмет или образ из ряда или же закончить начатое предложение. Эти небольшие тесты помогут определить уровень развития малыша.

Однако вербальная память в психологии проверяется и у взрослых людей. Как это происходит? Самый распространенный вариант заключается в том, что психолог зачитывает пациенту список из пятнадцати слов, которые абсолютно никак не связаны друг с другом, а последний должен их воспроизвести. Обычно среднестатистический человек способен запомнить семь из пятнадцати слов после одного прочтения. Когда же ему зачитывают список четыре раза подряд, он может воспроизвести уже от двенадцати до пятнадцати слов. А через пятнадцать минут это количество снова падает до десяти слов.

Значит, если вы показываете подобные результаты, то ваша вербальная память в норме, если же результаты хуже, то вам стоит поработать над ней. Однако даже если результаты в норме, вы всегда можете стремиться к чему-то большему. Как именно? Об этом и пойдет речь сейчас.

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целеполагания в процессе запоминания и воспроизведения информации бывают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Другие названия: неопосредованная.

Определение в психологии: когда при фиксации, удержании и воспроизведения любых образов у человека отсутствует какая-либо конкретная цель.

Зачем нужна: усиливает мотивацию.

Примеры:

  • игровая деятельность в детском возрасте;
  • жизненный опыт человека.

С помощью игровой деятельности можно быстро и легко развить у ребёнка все остальные виды памяти.

Можно забыть адрес магазина, в который человек ходил несколько раз, только потому, что его там плохо обслуживали. А можно помнить, где находится кафе, сходив туда лишь однажды, если в нём вы сидели в приятной компании.

Методы развития: формируется естественным путём.

Произвольная

Другие названия: опосредованная.

Определение в психологии: вид памяти, когда при фиксации, удержании и воспроизведении образов человек руководствуется какой-то конкретной целью (например, выучить стихотворение наизусть).

Зачем нужна: для приобретения человеком профессиональных и других специальных знаний и навыков.

Примеры:

  • пересказ, заучивание стихотворений, подготовка к экзаменам;
  • обучение вождению и приобретение других профессиональных навыков.

Подходят любые методы развития с постановкой конкретной цели. Например, выучить стихотворение, запомнить 20 из 50 слов, пересказать текст и т. д.

Рабочая память

Рабочая память облегчает нам работу с информацией, необходимой для понимания и решения повседневных проблем. Этоттип памяти позволяет анализировать полученные данные и одновременно использовать уже имеющиеся. Она также является практической, хотя и отличается от предыдущего вида. Все время бодрствования мы используем ее, так как она позволяет поддерживать беседу, складывать числа в уме и выполнять многие другие рутинные операции.

Представление о рабочей памяти появилось недавно, после того как была лучше изучена кратковременная память. Помимо временного хранения информации, в рабочей памяти обрабатываются уже сохраненные в ней данные.

Это необходимо для временного удержания определенного количества информации, пока происходит ее обработка или оперирование ею для выдачи адекватного ответа.

Например, рабочая память не только позволяет запомнить телефонный номер, но и повторить его в обратном порядке. Таким образом, она не просто временно хранит данные, а помогает нам оперировать находящейся в ней информацией

Этот вид памяти мы постоянно используем в течение дня, поэтому очень важно, чтобы она функционировала наилучшим образом

Ссылки на стиль APA

Brooks, D.N .; Баддели, А. Д. (1976). Что могут узнать пациенты с амнезией. Нейропсихология, 14(1), 111–129. DOI: 10.1016 / 0028-3932 (76) 90012-9

Bullemer, P .; Nissen, MJ .; Уиллингем, Д. (1989). О развитии процессуальных знаний. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание. 15(6): 1047–1060. DOI: 10.1037 / 0278-7393.15.6.1047.

Коэн, Н. Дж., И Сквайр, Л. Р. (1980). Сохраненное обучение и сохранение навыков анализа паттернов при амнезии: диссоциация знания, как и знание этого. Наука, 210, 207–209.

Роса, И. Т. З., и Кабеза, Р. (2011). Пористые границы между явной и неявной памятью: поведенческие и нейронные свидетельства. Летопись Нью-Йоркской академии наук, 1224 (1), 174–190. https://doi.org/10.1111/j.1749-6632.2010.05946.x

Элль, Шон; Зилиоли, Моника (2012), Категориальное обучение, в Seel, Норберт М. (ред.), Энциклопедия наук об обучении, Springer, США, стр. 509–512, DOI: 10.1007 / 978-1-4419-1428-6_98, ISBN 978-1-4419-1428-6

Сквайр, Л. (2004). Системы памяти мозга: краткая история и текущая перспектива. Нейробиология обучения и памяти. 82 (3), 171–177. CiteSeerX 10.1.1.319.8326. DOI: 10.1016 / j.nlm.2004.06.005. PMID 15464402.

Сквайр, Л. Р. (2009). Наследие пациента Х. для неврологии. Нейрон, 61, 6–9. https://doi.org/10.1016/j.neuron.2008.12.023

Сквайр, Л. Р., и Деде, А. Дж. О. (2015). Сознательные и бессознательные системы памяти. Перспективы медицины в Колд-Спринг-Харбор, 5(1). https://doi.org/10.1101/cshperspect.a021667

Тулвинг, Э. (1972). Эпизодическая и смысловая память. В E. Tulving и W. Donaldson (Eds.), Организация памяти, (стр. 381–403). Нью-Йорк: Academic Press.

Ульман, MT (2004). Вклад схем памяти в язык: декларативная / процедурная модель. Познание, 92(1–2), 231–70. DOI: 10.1016 / j.cognition.2003.10.008. PMID 15037131. S2CID 14611894.

Дальнейшая информация

Психология

В психологии семантическая память — это память для смысла — другими словами, аспект памяти, который сохраняет только суть, общее значение запоминаемого опыта, в то время как эпизодическая память — это память для эфемерных деталей — отдельные особенности или уникальных особенностей опыта. Термин «эпизодическая память» был введён Тулвигом и Шактером в контексте «декларативной памяти», которая включала в себя простое объединение фактической или объективной информации об объекте.

Воспоминания могут быть переданы поколением или изолированы в одном поколении из-за культурного разрушения. У разных поколений могут быть разные переживания в подобных точках в их собственных временных линиях. Это может создать вертикально разнородную семантическую сеть для определённых слов в однородной культуре.

Модель автобиографической памяти

Одна из самых полноценных моделей автобиографической памяти – модель М. Конвея и К. Плейдел-Пирса. Их модель получила название трехкомпонентной структуры. Если говорить о сути их идеи, то по задумке наша память делится на три уровня (в зависимости от уровня специфичности воспоминаний по отношению к какому-то конкретному моменту в жизни личности).

А в чем же заключается трехкомпонентность модели? Все просто:

  1. Периоды жизни. Данный уровень включает в себя общую базу знаний о значимых событиях в жизни человека. Здесь можно говорить об окружающих личность людях, привычных местах пребывания/посещения, любых действиях, занятиях и планах человека, для которых характерен определенный период жизни конкретного индивидуума. Под периодами жизни авторы подразумевают различные временные рамки, в которых можно обозначить начало и конец.

Для данного уровня характерна осведомленность человека о том или ином периоде жизни и деятельности. Один жизненный период может состоять из нескольких жизненных периодов. И каждый из них будет связан со своим определенным блоком автобиографической памяти. Помимо этого, такие блоки событий могут быть объединены какой-то одной темой (работа, отношения, семья, болезнь и т.д.);

  1. События общего характера. Данный блок характеризуется более конкретными знаниями, чем осознание жизненных периодов, о которых мы говорили выше. Но при этом их особенностью является наличие неоднородности и некоторой хаотичности. Блок общих событий охватывает что-то повторяющееся, например, выгуливание собаки каждое утро.

Но также в памяти фиксируется и что-то уникальное, например, прыжок с парашютом

Есть теория, что воспоминания, которые относятся к общей событийности, напрямую связаны с некоторой достаточно важной информацией, так как несут сведения о самом человеке и именно они влияют на процесс формирования Я-концепции;

  1. Информация, которая характерна только для одного конкретного момента. То есть, это четкая и полная деталей информация о том или ином событии. В большинстве случаев она представляется в форме мысле-образов или подобных сенсорно-перцептивных особенностей. К сожалению, такая информация обычно почти не сохраняется и быстро забывается. Данный вид воспоминаний обычно включает в себя: события, которые предшествовали началу пути к какой-то тяжело достижимой цели, события, которые сменяли друг друга крайне стремительно и т.д.

Все три уровня представляют собой общую историю жизни человека и работают, разумеется, в комбинации. И в тот момент, когда поступает сигнал к активизации этой базы, все три составляющие включаются и формируют автобиографическое воспоминание.

Отличия

  • Семантическая память не запечатлевает эмоциональные реакции на внешние факторы, но способна хранить их в виде нейтрального знания;
  • Семантическая память отличается от эпизодической тем, что она оперирует знаниями, отражающими социальный и культурный опыт общества, но относительно нейтральными по отношению к личности конкретного человека;
  • Информация хранится в семантической памяти независимо от временной последовательности её запечатления, а также может претерпевать корректировку в связи с поступлением новой уточняющей информации;


Image by John Hain from Pixabay

  • Семантическая система, по сравнению с эпизодической, гораздо менее подвержена утрате информации со временем;
  • Эпизодическая память тесно связана в своем функционировании с семантической памятью. Семантическая же система, при условии наличия большого объёма внешней стимуляции, может быть вполне независимой от функционирования эпизодической в аспектах записи и хранения информации.

Рабочая память

Рабочая память также называется оперативной памятью. Этот тип памяти относится к механизму, который позволяет нам хранить и манипулировать хранимой информацией, а также связать сохраненную информацию с другими идеями, которые вводятся с новыми входные. Таким образом, он работает в более сложных когнитивных действиях, таких как понимание языка и чтения, изучение или рассуждение, планирование или логико-математические навыки. Информация, хранящаяся в рабочей памяти, находится ниже краткосрочной памяти. Однако, несмотря на то, что он хранится недолго, он постоянно обновляется.

Если вы хотите стимулировать эту познавательную способность, вы можете выполнять игры, чтобы улучшить память.

Резюме

Вот мы и ответили на все вопросы: что такое творчество, откуда оно берется, почему у кого-то вдохновения больше, а у кого-то меньше. Надеюсь, что после прочтения у вас появилось еще больше вопросов! Так и должно быть, потому что ответов у науки сейчас немного.

Зато точно известно, что мозг — в целом орган творчества. Он постоянно создает мир вокруг нас. Он позволяет нам настраивать наши сенсорные анализаторы, видеть то, что мы видим, при этом будить необходимый прошлый опыт в нужный момент. Мозг помогает нам постоянно генерировать будущее. И это делает возможным предположение, что творческие способности есть в каждом. Вопрос лишь в том, как их правильно развивать.

Имплицитная память

Имплицитная память является частью неосознанных прошлым опытом воспоминаний. Сохраняется она в виде определенных кодов, которые по мере надобности мозг расшифровывает самостоятельно, без участия сознания человека.

В первые 18 месяцев, считают специалисты, мозг младенца накапливает только имплицитную память. На протяжении всей дальнейшей жизни маленького человека родные лица и голоса родных людей, запах родного дома, колыбельная, которую пела ему мама, будут вызывать четкие, хотя и неосознаваемые ассоциации.

К разряду имплицитной памяти относятся двигательные функции и другие механические мускульные акты. В ведении имплицитной памяти находятся навыки, привычки, модели поведения, психологические установки, эмоциональные и физические реакции.

Основу психологического настроя формируют ассоциативные цепочки, которые возникают на основе имплицитной памяти. Например, малыш радостно встречает вернувшихся родителей, которые обнимают ребенка, а он тянет к ним ручки и подпрыгивает от удовольствия.

Со временем, повзрослев, ребенок уже не будет вести себя так непосредственно, но ощущение радости при виде родителей у него сохранится.

Этой стороной памяти человек не в состоянии управлять и поэтому никто не может вспомнить те события, которые происходили с ним в самом раннем детстве.

Часто людям кажется, что они сознательно что-то помнят о своем младенчестве, но определить, так это в действительности или нет, невозможно. По мнению ученых, это повсеместное явление – амнезия детства, которая зависит от степени физиологической зрелости мозга, особенно активно развивающегося, в первые пять лет жизни ребенка.

Мозг новорожденного и мозг пятилетнего малыша имеют разный вес – у новорожденных он весит 330-340 грамм, а у пятилетнего малыша в среднем уже 1200 г., т.е. становится больше почти в три раза. Мозг взрослого человека растет до 25 лет и достигает в среднем 1500 г, т.е. увеличивается всего на ¼ часть.

В этом плане овладение речью имеет большое значение, а мысли, переживания, события, облеченные в словесную форму «откладываются» в активной части памяти, которой человек способен управлять.

Психиатры уверены, что сознательная память намного слабее бессознательной памяти. В этом их убеждают наблюдения за взрослыми людьми, страдающими патологической амнезией. Амнезия – это потеря памяти в результате какого-либо трагического события – эмоционального шока, контузии, черепно-мозговой травмы и др.

При амнезии человек может забыть все обстоятельства своей прошлой жизни, забыть своих родственников и даже свое собственное имя. С другой стороны, люди, потерявшие память, прекрасно сохраняют профессиональные и двигательные навыки, могут водить машину, потому что всё это хранится в имплицитной части архива памяти.

Замечание 2

Таким образом, считают специалисты, этот раздел памяти с точки зрения эволюции, имеет большее значение, поэтому природа лучше позаботилась о его сохранности.

Классификация по назначению

В зависимости о того, какую роль данный процесс запоминания играет во взаимодействии с окружающим миром и как помогает накопить полезную для индивида информацию о различных объектах, его относят к одному из подвидов системы воспоминаний.

Декларативная (эксплицитная) память

Еще характеризируется как развернутый тип памяти – это осознанные воспоминания, которые перед этим специально были проанализированы, упорядочены и сохранены для дальнейшего использования. Каждый человек, осознанно вспоминая определенные события или уроки, задействует этот вид памяти. Это большая система, включающая в себя более специализированные подразделения.

Эпизодическая

Как становится ясно из самого названия, данные воспоминания воспроизводят отдельные эпизоды из жизни самого человека или событий происходивших в непосредственной близости от него. При этом детализация таких отрывков максимальна и позволяет анализировать происходившее после его завершения. Этот процесс сравним с короткими видеофайлами, которые несут только набор информации о каком-то событии без выводов и анализа. Улучшить память данного типа можно путем тренировки не только зрительной сенсорной системы, но и всех остальных, непосредственно участвующих в создании реалистичного и полного образа события.

Семантическая

Представляет собой комплексный набор знаний об окружающем мире. В корне отличается от эпизодической и не имеет такой детализации. Источником знаний могут быть различные случаи с самим объектом или информация от других людей, которая формирует четкие тезисы об определенных объектах или событиях. Такие данные хранятся дольше, чем четкие эпизоды из жизни и человек может ими воспользоваться в любой момент своей жизни. Включает в себя не только факты, но и понятия или смысл определенных вещей. Берет непосредственное участие в познании окружающего мира, начиная от рождения.

Автобиографическая

Специфический вид эксплицитной памяти, который содержит в себе два предыдущих, однако касается только автобиографического опыта. То есть человек с помощью этих процессов воспринимает себя как личность, имеет знания о себе, своем характере, поступках, достижениях, возможностях и т.д., но в то же время и помнит конкретные эпизоды з своей жизни. Она несет в себе важные функции для существования и взаимодействия конкретной личности.

Социальные функции (интерсубъективные):

  1. Сопереживание другой личности (эмпатия)
  2. Предвиденье поступков других людей на основе собственного опыта
  3. Постройка взаимоотношений с другими людьми
  4. Возможность делиться собственным опытом
  5. Развитие социальной терпимости или отторжения

Осознание своей уникальности (экзистенциальные):

  1. Понимание собственной уникальности как личности
  2. Причисление себя к определенной культуре
  3. Определение себя как личности
  4. Понятие смысла
  5. Возможность познавать себя
  6. Разделение жизни на определенные периоды
  7. Идентичность – возможность кратко выразить свою принадлежность по различным параметрам (культура, религия, национальность, политичность, язык, экономическое состояние)

Внутренняя саморегуляция (интрасубъективные):

  1. Поиск жизненного пути
  2. Формирование представлений о самом себе
  3. Самостоятельное управление своим психическим состоянием

Процедурная (имплицитная) память

Это не осознаваемая система сбора, актуализации и хранения информации. В отличие от осознаваемой, в данном виде памяти, данные хранятся в виде неописуемых словами образов, которые можно просто продемонстрировать на примере. Эта информация собирается на основе пройденного индивидом опыта и помогает ему в дальнейшем при решении подобных задач. В ее состав входит также память на движения, которые потом воспроизводятся неосознанно.

Эпизодическая память

Эпизодическая память тесно связана с личным опытом человека. Это память об автобиографических событиях, об их месте и времени и о связанных с ними эмоциях. Термин «эпизодическая память» ввёл Эндель Тульвинг в 1972 году. Он упоминал о различии между воспоминанием и знанием. Он полагал, что все способы запоминания и воспроизведения материала связаны с исследованием эпизодической памяти.

Эндель Тульвинг выявил, что лучше запоминается та информация, которая глубоко прорабатывается. В первую очередь в памяти откладывается информация, полученная через зрительный канал.

Тульвинг описал три основных свойства эпизодической памяти:

Автономное сознание (оно позволяет нам в процессе запоминания осознавать себя в субъективном времени);

  • Контакт с самим собой;
  • Субъективное восприятие времени.

Эпизодическая память – это всё, что случилось именно с тобой. Это весь твой собственный опыт, вместе с эмоциями и ощущениями. Это то, что прожито, «переварено» внутри. Всё, что начинается со слов: «Я помню».


Giphy

Эпизодическая память обладает и другими свойствами:

  • Информация из эпизодической памяти заставляет тебя как будто заново переживать прошлый опыт. Воспроизводя информацию, ты проживаешь её «здесь и сейчас»;
  • Это всегда автобиографические истории и факты;
  • Часто картины эпизодической памяти проявляются в виде визуальных образов;
  • Эпизодическая память отражает короткие промежутки времени;
  • Эпизодические воспоминания, когда к ним обращаются, предоставляют эмоциональный, поведенческий образ пережитого;

События, хранящиеся в эпизодической памяти, способны изменять поведение человека, учитывать опыт, связанный с произошедшем событием.

Эпизодическая память способна менять поведение человека. Именно о её работе сложена поговорка: «Обжёгшись на молоке, на воду дуешь»

Это не просто усвоенное правило осторожности, а влияние собственных ощущений из опыта


Image by Gerd Altmann from Pixabay

Психолог Альфред Адлер писал об огромно влиянии детского опыта, и особенно оставшихся ранних воспоминаний на судьбу человека. Он считал, что именно то, что осталось в памяти самым первым событием детства, накладывает основной узор на жизнь и поведение человека.

Игры для развития словесно-логической памяти

Игра №1. Подготовьте 10 пар слов, связанных по смыслу. Например, слон – хобот, мышь – сыр, вишня – черешня, зима – снеговик, утюг – рубашка, вилка – ложка, стакан – напиток, хлеб – булка, свет – лампочка, огонь – искра.

Попросите ребёнка внимательно послушать и запомнить пары слов. Предупредите, что будете называть первое слово, а он – второе в каждой паре. Когда ребёнок скажет, что готов (примерно через минуту), называйте первые слова из пары, соблюдая интервал между парами (примерно 5 секунд).

Не огорчайтесь, если не сразу получится, отнеситесь к этому упражнению как к игре, и не забывайте похвалить ребёнка за достигнутые успехи.

Игра №2.Попробуйте «обратное» упражнение: «Логические цепочки». Для этого подготовьте слова, которые можно как-то сгруппировать парами по смыслу. Например: яблоко – море, чашка – банан, якорь – карандаш, мел – блюдце. Скажите, что «пары» перепутались, и теперь их нужно найти и правильно расставить. Например, яблоко и банан можно съесть, якорь можно погрузить в море, мелом и карандашом можно рисовать, чашка и блюдце – посуда для чаепития.

Конечно, такие упражнения требуют небольшой подготовки, но в результате Вы и пообщаетесь с ребёнком, и поиграете, и сделаете ещё один шаг в развитии словесно-логической памяти. Занимайтесь с ребёнком так, чтобы ему хотелось пообщаться с Вами ещё.

Игра№3 «Кто тут лишний?»

Подготовьте «тройки» слов. В каждой из них два должны объединяться по смыслу, а одно – «выпадать»

Попросите ребёнка из трёх слов найти и убрать это «лишнее» слово. Например:

  • Ручка, карандаш, собака.
  • Стул, цветок, кровать.
  • Берёза, ромашка, роза.
  • Бабочка, гриб, муха.
  • Жираф, бегемот, лебедь.

Таким образом можно играть и с картинками.

Игра №4 «Я начну, а ты продолжи!»

Попросите ребёнка закончить предложения:

  • Саша не съел кашу, потому что …
  • Мама заплела Наташе косички, и …
  • У Серёжи закончились краски, …
  • В лесу нам встретились …

Заранее придумывайте несколько подобных заготовок и занимайтесь с ребёнком с удовольствием!

Арт-терапия

К сожалению, отсутствие научной определенности мешает понять, почему мы все склонны к творчеству. Быть может, творчество — это способ запомнить что-либо лучше. К примеру, я пишу данную статью, запоминая различные исследования и научные факты. Может быть, и Лев Толстой написал «Войну и мир», чтобы выучить историю?

С другой стороны, каждый акт вспоминания — сам по себе творчество. Мы не вспоминаем событие таким, какое оно было, а восстанавливаем его из отдельных компонентов, о которых говорили ранее. Мы можем перепутать компоненты, и тогда воспоминание окажется уже другим, измененным. Затем мы вновь запоминаем его, правда, уже с новыми деталями. После нескольких таких итераций само воспоминание может существенно измениться. Получается, что мы отчасти сознательно меняем свою память.

Примеры некоторых видов памяти

Мы видим, что видов памяти существует очень много, они все перекликаются друг с другом, дополняют. Ниже на примерах вы поймете, как работает этот психический процесс. Опишу несколько ситуаций, где задействованы разные виды.

Как работает словесно-логическая память? Вам нужно запомнить стих:

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Как сработает словесный вид: повторяем сначала первую строчку, потом первые две, потом три и затем четыре. После этого пару раз повторим весь куплет и переходим ко второму. Это работает, но ненадолго. Называется “зубрежка”.

Логический вид будет действовать по-другому. Ищем причинно-следственные связи. Он пришел как вежливый, поздоровался: “Я пришел к тебе с приветом”. Шел рано утром: “Рассказать, что солнце встало”. И увидел красоту природы: “Что оно горячим светом по листам затрепетало”.

Опосредованная память: возьмем тот же стих. Для его легкого запоминания можно не только логику подключать, но и мнемотехники. Например, делаем зарисовки стиха: на “Я пришел к тебе с приветом” рисуем человека с большим ртом (привет такой). На “Рассказать, что солнце встало” рисуем солнце над облаком. На “Что оно горячим светом по листам затрепетало” – лист, внизу стрелки в 2 стороны и огонь над ним.

Пример эмоциональной памяти. В жизни она довольно часто проявляется. Особенно у чувствительных людей. Ребенок не помнит, что именно сказал папа, но помнит на всю жизнь, как почувствовал себя неудачником, помнит стыд и чувство вины и т. д.

Или, наоборот, помнит, как важна была поддержка родителей, когда он не выиграл на соревнованиях. И на всю жизнь усвоил, что все могут ошибаться. Но одни уже не стараются после ошибок, а другие исправляют их и достигают большего. Это работа запомненных и сохраненных эмоций.

Мозговая поддержка декларативной памяти

Для правильного хранения явной памяти субъект должен сначала реорганизовать данные. Кажется, существуют разные нейронные схемы для декларативной и недекларативной памяти.

Декларативная память связана с медиальной височной долей мозга при изучении этого типа знаний. В этой части находится гиппокамп, фундаментальная структура в формировании автобиографических и фактических воспоминаний.

Другие области, тесно связанные с гиппокампом, — это миндалевидное тело, префронтальная кора и таламические ядра, которые также участвуют в декларативной памяти. В зависимости от того, являются ли они эпизодическими или семантическими знаниями, будут активированы некоторые или другие области мозга.

Кажется, что в эпизодической памяти гиппокамп активируется во взаимодействии с корой головного мозга. Префронтальная кора, по-видимому, выполняет особую функцию в эпизодической памяти; это о мониторинге и выборе воспоминаний соответствующим образом.

С другой стороны, семантическая память, по-видимому, связана с периринальной корой. Однажды сохраненная в памяти, информация сохраняется во всей коре головного мозга в зависимости от того, какой это тип информации.

Например, данные, содержащие визуальные компоненты, хранятся в затылочной коре головного мозга, где поддерживается зрение. С другой стороны, если они являются слуховыми элементами, они хранятся в височной коре.

Было высказано предположение, что левая дорсолатеральная префронтальная кора связана с кодированием декларативной памяти, в то время как правая часть и задняя теменная кора, по-видимому, влияют на получение данных.

С другой стороны, миндалевидное тело играет важную роль в декларативных воспоминаниях, имеющих эмоциональное значение.

По продолжительности сохранения

Объём сохраняемой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из самых отдалённых уголков детства, а другие не могут выучить собственный номер телефона? Оказывается, дело не только в способностях, но ещё и в том, какой именно вид памяти развит у человека. Ведь она различается ещё и по времени удержания материала.

В зависимости от продолжительности сохранения информации в психологии выделяют три вида памяти.

Оперативная

Другие названия: рабочая, промежуточная.

Определение в психологии: когда человеку необходимо из мгновенного восприятия вычленить только самые актуальные образы и действия.

Зачем нужна: исключительно для совершения конкретных действий, необходимых лишь в данный момент. Как только цель будет достигнута, информация тут же забывается.

Примеры: чтение и списывание.

Методы развития: выполнять упражнения на тренировку внимания.

Кратковременная

Другие названия: краткосрочная, КВП.

Определение в психологии: короткое сохранение информации после однократного непродолжительного восприятия, когда требуется немедленное воспроизведение.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления опыта. От неё зависит объём и точность долговременного вида памяти. Если информация было плохо зафиксирована в КВП, в ДВП она перейдёт деформированной.

Пример — повседневная, рутинная работа (мытьё посуды в определённой последовательности, выполнение ежедневных дел по графику), которую надо сделать здесь и сейчас.

Методы развития:

  1. Занимайтесь на «онлайн-тренажёрах для мозга».
  2. Многократно повторяйте один и тот же материал в течение длительного времени.
  3. Используйте метод упрощения: разбивайте материал на смысловые блоки, чтобы он легче фиксировался в памяти.
  4. Освойте метод ассоциаций.
  5. Задействуйте эмоциональный вид памяти: чтобы чётче зафиксировать событие, запомните чувства, которые оно у вас вызывает.

Долговременная

Другие названия: долгосрочная, ДВП.

Определение в психологии: длительное сохранение информации после многократного повторения и воспроизведения.

Зачем нужна: позволяет полноценно функционировать механизмам накопления профессиональных знаний.

Виды:

  1. Имплицитная (скрытая, бессознательная, неосознаваемая) — воспроизведение человеком информации из далёкого прошлого, которая, казалось, была забыта. Например, бухгалтеры даже после амнезии помнят, как составить налоговую декларацию.
  2. Эксплицитная (декларативная, сознательная) — целенаправленное сохранение имеющегося опыта. Соответствует произвольному виду памяти. Например, выучить билеты к устному экзамену.

В рамках эксплицитной ДВП выделяются ещё 2 подтипа: эпизодическую (воспоминания из личного опыта) и семантическую / историческую (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы развития:

Выполняйте специальные упражнения на внимание и память.
Освойте некоторые приёмы мнемотехники: цифробуквенного кода, вешалок, ассоциаций, О’Брайена, Шед.
Играйте в игры на запоминание: Фуршет, Top Secret, Вслепую, N-назад, Потерянный символ, Матрица памяти, Дрампад.
Учите как можно больше стихов и песен наизусть. Потом переходите к прозе.
Используйте методы Цицерона и Айвазовского.. Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной

Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке

Если брать более расширенную классификацию, то разобранные выше 3 вида человеческой памяти дополнены ещё ультракратковременной. Однако её изучение и описание подлежит ещё более детальной проработке.

Видов памяти достаточно много. Детальные классификации нужны прежде всего специалистам в этой сфере — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно определить нарушения и подобрать максимально эффективные методики развития под каждый отдельный случай. Обычному же человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно выявлять проблемы и уметь решать их, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Какие проблемы с памятью возникают в разном возрасте и как остановить её ухудшение? Об этом можно прочитать в нашей отдельной статье.

Истоки

Слово семантика имеет древнегреческое происхождение, в дословном переводе означает «значительный». Впервые этот термин использовал французский филолог Мишель Бреаль. Под этим понятием принято подразумевать науку, что изучает суть текста, смысл слов и предложений, а также отдельные буквы древних алфавитов. Семантика близка с такими дисциплинами, как логика, психология, семиология, теория коммуникаций, лингвистическая антропология и философия языка. Проще говоря, эта наука пытается понять лингвистический и философский смысл языка, проводя семантический анализ текста.

Конечно, намного проще понять психологические приемы исследования личности, чем правила изучения текста, но специалисты в этой области знаний однозначно утверждают, что структура абзаца и пунктуация могут о многом рассказать.

Семантический анализ текста пересекается с множеством других областей исследований. Например, с лексикологией, прагматикой, синтаксисом, этимологией и другими. Соответственно, в каждой из этих областей понятие семантики по-разному воспринимается и носит различные функции.

Заключение

Память – очень сложный когнитивный процесс. Она иногда нас подводит, иногда от чего-то уводит, а к чему-то приводит. Все зависит, какой вид мы используем и насколько развиваем. Память можно развивать и тренировать. Сделать это можно, например, с помощью онлайн-тренажеров.

Чтобы узнать, на каком уровне она у вас работает, посетите подборку тестов на память. Результаты покажут, что нужно подтянуть.

А пока вы будете проходить тесты, у меня для вас уже есть инструменты для улучшения памяти и работы мозга.

Помимо курсов, советую также читать специальные книги для развития памяти.

Желаю вам успехов в прокачке полезного процесса, а также в профессиональной и личной сфере! До встречи!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ск-Бриз
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: