Прот. Иоанн Бухарев
Ст. 27-28 Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем
Не прелюбы сотвориши (не прелюбодействуй). Это – 7-я заповедь закона Божия, (Исх. 20, 14). Она направлена лишь против самого действия греха, подобно как и шестая, которая объяснена Иисусом Христом выше. Как при объяснении 6-й заповеди Господь учит, что не только убийство, но и гнев, брань составляют грех против этой заповеди; так и в объяснении 7-ой заповеди Он учит, что не только самое дело прелюбодейства есть преступление, но и один взгляд на женщину с худым пожеланием. Это называется внутренним прелюбодеянием. Фарисеи, не греша самым делом, но нося в душе любострастные мысли и чувства, считали себя праведными. Господь говорит: Иже воззрит на жену, ко еже вожделети (кто смотрит на женщину с вожделением), т.е. смотрит на нее телесными глазами или только в уме представляет ее со сладострастием, засматривается на красоту ее и этим возбуждает в себе греховное пожелание. «Любодействует в сердце тот, кто согласен на дело, но препятствует ему в том или место, или время, или страх гражданских законов» (Афанасий В.). Спаситель говорит: смотрит с худым пожеланием, следовательно, если смотрит без сего пожелания, или если пожелание рождается в человеке против его воли, и он не только не поддерживает, но старается подавить это пожелание; то не подлежит осуждению Спасителя.
Спросит ли кто: почему же Господь говорит здесь только о мужах, а не касается женщин? Св. Златоуст так отвечает на это: «Господь полагает общие законы для тех и других. Он знает, что муж и жена единое существо, посему и не различает пола».
Толкование на Евангелие от Матфея.
Вместо заключения: «Скучно быть хорошим?»
Стоит сказать о еще одном заблуждении. К сожалению, у многих людей представление о христианской нравственности сводится исключительно к списку отрицаний — не делай того и этого; нельзя то и это. Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из нее все поименованное в списке и задается вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?
Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.
В действительности же скучна и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех — как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Неудивительно, что грешник, мысленно представивший собственную жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнется тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую эта его жизнь и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху, как пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи
(1 Пет 2:22).
Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее — уклонись от зла и сотвори благо (1 Пет 3:11). Это вещи взаимосвязанные — творение добра помогает уклоняться от зла, а уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро. Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.
Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящему благо, становится уже не до греха, — и не потому что он каждую минуту сидит и трясется: «Ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нем остается для греха.
Конечно, и христианин, серьезно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов):
Разумеется, грязен и живущий на помойке бездомный человек, и тот, кто вышел из дома в новом костюме, но споткнулся и упал в лужу, но разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным — обычное состояние и образ жизни, а для другого — досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.
Таким образом, смысл и радость христианской жизни — реальная возможность стать лучше, чище, совершеннее и даже — стать святым. Это достигается исполнением заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и само признание Христа Господом не спасают, как Он Сам сказал:
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй»
Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.
Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.
То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).
Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.
Смертные грехи в православии — что это такое?
В светской среде существует понятие «семь смертных грехов», часто мы слышим фразу «самоубийство — смертный грех». В действительности понятие «смертный грех» нельзя назвать совсем правильным, хотя отчасти оно справедливо. Жизнь для человека — во Христе, вне греха. Бог создавал Адама и Еву для рая. Но мы в результате грехопадения мы оказались в мире, где грех есть. Смерть — это следствие грехопадения. Грех проник в нас в результате свободного выбора человечества и сделал человека смертным, потому что грех убивает. Именно самоубийство считается таким тяжким грехом, потому что человек сам выбирает смерть, лишая себя шанса на спасение. Но, как мы знаем, даже самоубийство трудно вменить во грех человеку, который страдал от тяжелого психического расстройства. Судьбу нашей души, ее посмертную участь всегда определяет только Господь, и только Он ведает, мог ли в эти страшные моменты человек контролировать себя.
Тем не менее, выражение «7 смертных грехов» появилось не случайно. Этот термин и перечень грехов предложил святитель Григорий Великий в 590 году. На тот момент в Церкви существовал другой список — перечень греховных страстей, который состоял из восьми пунктов:
- Чревоугодие
- Прелюбодеяние
- Сребролюбие
- Гнев
- Печаль
- Уныние
- Тщеславие
- Гордыня
Сами по себе искушения могли и не являться грехом. Грех — поддаться искушению. Так желание вкусно пообедать или съесть мясо в пост само по себе не грех, тем более, смертный. И все же такая страсть может склонить человека ко греху, именно для этого ее посылает враг рода человеческого. Печаль же понималась, как роптание на Бога, недоверие Его воле и Его бесконечной любви. А гордыня заключалась в надменном отношении к ближним, в ощущении своего превосходства.
Это неизбежно приводило к смерти человеческой души, которая была создана, чтобы «жизнь свою отдать за други своя». Можно ли назвать этот грех смертным? Да, ведь он и приводил к смерти в конечном итоге. Это была смерть не в физическом, а в духовном понимании.
Искупление греха прелюбодеем
Кара за супружескую измену велика, и никто не защищен от нее. Часто наказание за распутство родителей несут их дети, не понимая причин обрушившихся на них несчастий. Чтобы обрести спасение, прежде всего, нужно признаться в совершенном грехе самому собе. Осознав вину, люди обычно ищут успокоение в молитвах. Лучше всего посетить храм и совершить Таинство Исповеди, покаявшись перед Богом. Во время священнодействия человек пересматривает свои ценности, принципы, возвращается на праведный путь. Очистив душу и просветив разум, он начинает видеть ранее незамеченные возможности.
Однако одного посещения церковной службы недостаточно. Священники рекомендуют ходить в храм каждое воскресенье, вносить пожертвования, помогать страждущим, раздавать милостыню. Искупить страшный грех поможет бескорыстная помощь бедным, сиротам или немощным старикам.
Дома нужно наладить семейные отношения, принести искренние извинения. Хорошо увеличить время совместного досуга, уделять больше внимания партнеру, почаще говорить ему ласковые слова, признаваться в любви. Все это должно быть искренним и происходить из чистого сердца.
Священники рекомендуют ходить в храм каждое воскресенье
Ярмарка тщеславия
Человек, страдающий гордыней и большим самомнением, нарушает заповедь «Не сотвори себе кумира», ведь свои достоинства — ум и красоту — он ставит выше всего, в том числе и воли Господа. Такие люди смеются над чужим мнением и внешностью, считают других недостойными. Избавиться от подобного греха очень сложно, ведь люди, которые от него страдают, даже не замечают его присутствия. Такая страсть лечится только через послушание и труд. И если сам человек не желает выздороветь от данной напасти, Господь, любя каждого из нас, несмотря на все наши пороки, посылает ему напасти, лишая денег, красоты и славы. Эти испытания, словно укол или горькая таблетка, предназначены для восстановления души и целомудрия гордеца.
Ведь, не имея средств к существованию, приходится обращаться к людям за помощью, а серьезно заболев, человек ищет утешения у других, смиряя свою гордыню.
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
- Свободная воля каждого человека – ходить ли ему на исповедь или нет и как часто выполнять данное таинство. Нельзя навязывать свою волю другому, силой заставляя его идти в храм на исповедь, когда он сам не хочет этого делать.
- Перед исповедованием стоит заранее составить список совершённых грехов, при этом быть максимально откровенным, ничего не утаивая и не договаривая.
- В идеале нужно найти своего личного духовного наставника, к которому вы и будете постоянно ходить исповедоваться, а также сможете беседовать с ним на духовные темы, задавать волнующие вас вопросы.
- В храме следует заблаговременно выяснить дни, когда проходят исповеди, ведь они обычно проводятся не ежедневно.
- В нужный день придите в церковь в надлежащем внешнем виде: мужчины должны надеть футболку или рубашку, обязательно с рукавами, а также брюки или джинсы (но не короткие шорты). Женщины покрывают голову платком, не наносят косметику и надевают юбку, минимальной длины до колена.
Смертные грехи в произведениях искусства
- Смертные грехи упоминаются во второй книге «Божественной комедии Данте». В самом низу чистилища находились грешники, страдавшие при жизни от зависти и гордости.
- Один из поэтов эпохи Шекспира, Эдмунд Спенсер, в книге «Королева фей» изображает Дом Гордости. Его хозяйкой являлась Люцифера, советниками которой были семь пороков, губительных для души.
- В серии гравюр Питера Брейгеля Старшего изображены грехи, а также их разрушительные последствия.
- После Второй мировой войны Пол Кадмус, живописец из США, нарисовал ужасающие «портреты» каждого из семи пороков на отдельной картине.
- А вот в работах Марты Дахлинг, польской художницы, все смертные грехи изображены в виде привлекательных молодых женщин, одетых в роскошные разноцветные платья. Примечательно, что ни у одной из них нет даже лёгкой радостной улыбки.
Итак, смертные грехи — ужасающая реальность современного мира. В наши дни, во многом благодаря современным технологиям, их распространение приобрело характер пандемии. Сейчас христиан не преследуют за веру, так как право на религиозные убеждения защищено законом . Однако в условиях терпимости ко греху, многим сложнее сохранить непорочность, чем, пожалуй, даже во времена страшных гонений, когда грешить мешали страх перед оглаской и боязнь стыда.
Каждому нужно создавать свою духовную и нравственную крепость. Она строится день за днём из маленьких духовных кирпичиков наших мыслей, чувств и поступков
Очень важно не вести эту борьбу слепо, угождая Богу, но не понимая мудрости его заповедей. Совесть и разум нужно обучать
Нужны точные знания.
Если Бог ненавидит блуд, алчность, сребролюбие и другие пороки, нужно узнавать, что в них губительного и плохого. Тогда Божьи желания, заповеди и взгляды станут частью нашей личности
Важно также осознавать, что смертные грехи лишают нас не только вечной жизни. Это ждёт всех нечестивых в будущем
Но уже сейчас на кону стоит наша дружба с Богом, семейное счастье, здоровье души и тела, а также целостность нашей души.
Виктор Глебов
Как правильно называть свои грехи на исповеди
Нет определенного канона, как нужно называть свои согрешения. Ведь как можно этот порыв души к Богу загнать в какие-то рамки. Обычно начинается исповедь со слов «Я согрешил…» и перечисление грехов или рассказ ситуации, о сотворенном грехе, который тяготит. Невозможно сказать человеку, что именно говорить и как. Как сказано выше, это должен быть шаг души к очищению с желанием приблизиться хоть чуточку к Создателю своему.
В конце Таинства Покаяния принято говорить: «Господи, каюсь во всех своих грехах вольных и невольных, ведомых и неведомых».
Исповедь – это не просто очищение, но также духовное лекарство. Благодаря ей, мы имеем возможность исцелить свои душевные раны и болезни, избавить душу от затаенных пороков страстей, искоренить все зло, которое находится в сердце. Под действием Божественной благодати происходит удивительное: даже те, кто на самом дне бездны, могут получить прощение. Целительной силой Христа, через Его священников, в Таинстве отпущения грехов лечится поврежденная грехом человеческая природа.
Если в этом кающемуся помогает записка, то пусть пишет
Ведь очень важно ничего не забыть и правильно все назвать, не растеряться
Тем более листочки с грехами помогают организовать духовную жизнь христианина, проследить за тем, чему нужно уделить особое внимание, когда и где можно предотвратить новое падение
Заканчивая эту тему, хочется напомнить одну историю из древнего патерика. К старцу пришел ученик и говорит:
– «Авва, я пал».
– «Встань и иди!» – отвечает старец.
После приходит вновь:
– «Авва, я опять пал».
– «Встань и опять иди!».
– «Авва, я пал».
Неизменно отвечает учитель:
– «Встань и снова иди».
– «До каких же пор?» – вопрошает ученик.
– «До самой смерти».
Потому что никогда не падать свойственно только ангелам, падать и вставать – людям. А падши, никогда не вставать – одним бесам. Сам Господь говорит: «Разве упав не встают? И сойдя с дороги, не возвращаются?». И мы будем осуждены не за то, что мы пали, а за то, что, пав, не встали. Будем же с помощью Божьей идти к Нему и, пав, вставать, пока не дойдем!
The following two tabs change content below.
- Как подготовиться к исповеди, что говорить батюшке — 26.05.2021
- Как начинать исповедь перед батюшкой? С каких слов? — 10.05.2021
- Какие повседневные грехи называют на исповеди — 18.04.2021
Как смотрели на брак и дела древнейшие евреи?
10 заповедей не напрасно были даны людям еще в ветхозаветные времена. Еще бы: люд Израиля направлялся в землю, которую населяли поклоняющиеся Ваалу язычники, частью служения которых был разврат. Господь желал оградить избранный люд от таковой участи.
Любопытно, что древнейшие евреи трактовали эту заповедь не совершенно так, как мы сейчас. Поначалу у их были моногамные браки, но позднее мужчины, которые могли для себя это дозволить, заводили по несколько жен. Прелюбодеянием в те деньки называлась связь с чужой женой либо обрученной женщиной (и расправа за это была ужасная — убийство обоих прелюбодеев методом избивания камнями). Что касается вольных женщин и дам, мужик мог вступать с ними в связь, если она заканчивалась браком.
Из-за таковой практики евреи-фарисеи начали считать дам созданиями низшего сорта. Они старались гораздо меньше разговаривать с ними, а на улице — и совершенно не заговаривать (даже если это была их собственная супруга либо дочь). У неких особо благочестивых старцев доходило до того, что они повсевременно прогуливались с опущенными очами, чтоб не осквернять собственный взгляд видом «нечистых» дам. Доходило даже до казусов, ведь эти набожные фарисеи из-за собственной манеры ходьбы нередко натыкались на стенки, а то и совсем спотыкались.
Но Господу это было не угодно, ведь он сделал Еву для того, чтоб она стала полноправной парой, другом и спутницей жизни Адама. Потому Христос учил собственных учеников, объясняя, что значит прелюбодействие, уже не так.
Грех прелюбодеяния
А что такое прелюбодеяние в православии? Когда люди будучи в браке изменяют друг другу, позволяют себе думать о другом человеке, очерняют их светлые чувства и разрываются на две половины. Седьмая заповедь Божья гласит: «Не прелюбы сотвори» (другими словами не прелюбодействуй).
В книге жизни написано, что каждый человек, который верит в Бога, обязан соблюдать 10 божьих заповедей. Они помогут обрести душевное умиротворение и смысл жизни. Так сложилось, что все люди в жизни совершают много греховных ошибок, нарушают заповеди, не задумываясь над этим, а потом ломают головы, как искупить грех прелюбодеяния
Для каждого человека важно понять смысл совершенного поступка, решить, осознать последствия прелюбодеяния и искренне покаяться перед Богом
Пять столпов
Столпы, на которых основывается ислам, прямо не перечислены в Коране, но они стали известны из хадисов пророка (преданий о словах и действиях, совершенных пророком Мухаммедом). Подавляющее большинство мусульман придерживается этих элементов, помогающих им исполнять основные заповеди ислама. Каждый из них требует соблюдения трех важных моментов: особого внутреннего духовного состояния, намерения (ният) и правильного завершения. Под пятью столпами подразумеваются пять действий, необходимых для исполнения их каждым правоверным мусульманином. Среди них:
- Шахада. Декларирование истинной веры, заключающейся в признании Единого Бога и миссии пророка Мухаммеда.
- Намаз. Пять молитв, совершаемых ежедневно.
- Рамадан. Соблюдение месячного поста.
- Закят. Религиозный налог, который платят в пользу нуждающихся.
- Хадж. Совершение паломничества в Мекку.
Рассмотрим каждый из них подробнее.
Текст 10 заповедей Божьих
1. Я Господь, Бог твой Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой –суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20, 2-17).
Что такое грех
Грех — это все, что несовместимо с Божьими стандартами — любое действие, чувство или мысль, противоречащие Его воле. Это включает нарушение законов Бога, когда человек поступает неправильно или несправедливо с точки зрения Бога. Библия также говорит о грехе бездействия, когда кто-то не поступает правильно.
На языках, на которых изначально была написана Библия, слово «грех» означает «промахнуться», то есть промазать. Например, некоторые воины в древнем Израиле настолько умели кидать камни пращой, что ни один из них не «промахнулся». Это выражение также можно перевести как «не согрешил». Итак, грех означает не достижение жизни в соответствии с совершенными стандартами Бога. Как Создатель, Бог может навязывать людям разные стандарты.
Библия говорит, что все согрешили и лишены славы Божьей. Первые люди, Адам и Ева, изначально были безгрешными, потому что были созданы в совершенстве по образу Божьему.
Но из-за непослушания Богу они потеряли свое совершенство. Родившиеся у них дети унаследовали грех и несовершенство.
Библия предостерегает от серьезных грехов. Книга отделяет их от непреднамеренных и необдуманных грехов, таких как слова или действия, которые могут причинить вред другим. Однако Библия призывает не преуменьшать серьезность грехов, потому что незначительные проступки могут привести к более серьезным нарушениям Божьих законов.
Прелюбодеяние — это предательство
Предшественники
О человеческих пороках и добродетелях размышляли не только христиане, но и другие философы. Так, в Аристотеля «Никомахова этика» рассказывается о нескольких преимуществах или добродетелях. Философ считает, что каждое положительное свойство является золотой серединой между двумя крайними состояниями души.
Римский поэт Гораций также восхвалял достоинства и порицал пороки. Он писал, что началом добродетели является уход от порока.
О грехах много раз говорится в книгах Ветхого Завета. Так, Соломон писал:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его:
глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,
сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,
лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».
(Прит.6:16-19)
Выражение «шесть… даже семь» может означать, что Соломон приводит далеко не полный перечень пороков.
Когда Бог дал 10 заповедей Моисею
В день 50-й от исхода из плена египетского Бог призвал Моисея на гору Синай и там передал ему 10 заповедей. Записаны законы Божии были на двух скрижалях. Каменные плитки содержали неравное количество заповедей – на одной 4, на другой 6. В Библии сказано, что Моисей долго изучал заповеди Божии, прежде чем спуститься с горы к людям. В течение 40 дней праведник молился Господу, просил вразумления о заповедях. А когда спустился Моисей к народу, увидел, что те веселятся и идолопоклонствуют. Народ богоизбранный преклонился перед Золотым тельцом и праздновал обретение, прямо нарушая одну из заповедей.
Моисей так разгневался на людей, что разбил скрижали. Господь простил Моисею грех гнева и повелел самому высечь новые камни. На них Спаситель начертал снова те же 10 заповедей, чтобы не забывали люди о предназначении своем, чтобы чтили Господа и не нарушали правил.
На скрижалях Господь передал заповеди людям
Что такое грех
Грех – это то, что отдаляет человека от Бога. Грехи бывают разные – большие и малые, вольные и невольные, серьезные грехи и небольшие прегрешения. Некоторые из них называются «смертными», потому что приводят душу к смерти. Душа может умереть при живом еще теле. Сначала она поражается болезнью вследствие греха, мрачнеет, а затем, если не принять меры, может умереть.
После каждого греха душа заболевает, и лекарство есть только одно – покаяние. Посредством исповеди душа врачуется после отпущения греха. Слезами покаяния душа омывается, очищается. Но если человек возвращается к старым грехам, с душой происходит все заново.
Святой Игнатий Брянчанинов писал, что возвращаться на прежние грехи не только гнусно, но и опасно. И наказание за это есть только одно – вечное мучение. В Евангелии Христос исцелял людей и наказывал только одно после этого: «иди и больше не греши!». Т.е. больше не возвращайся к прежним грехам. «Да не хуже тебе что будет!». Значит Сам Господь предупреждал, что после возвращения к прежним грехам по исцелении последствия могут быть самые ужасные.
Смерть души нередко приводит к телесной смерти. Потому что человек мрачнеет, перестает стремиться к чему-то, верить, теряет цель в жизни. Поскольку душа связано с телом при этой жизни, то и тело начинает страдать. А когда душа исцеляется, то и тело нередко выздоравливает.
Иконы как способ общения с Богом
Еще в ветхозаветные времена Господь повелел пророку Моисею установить 2 ангелов на крышке Ковчега Завета. Тогда Всевышний сказал, что он всегда будет незримо находиться среди херувимов. В тот период еще не было икон, так как Господь еще не являлся на Землю, и люди не могли узреть его.
Первый образ появился благодаря благодати Божией. Это был Спас Нерукотворный, который Иисус Христос даровал болящему проказой князю Авгарю. Помолившись перед этим образом, он смог исцелиться. Сама икона представляла собой полотно, которой Иисус промакнул лицо, прежде умывшись. После этого Христос передал это полотенце слуге князя. Проявился образ на полотне тогда, когда его увидел Авгарь. Именно поэтому икона получила подобное название — ведь человеческого участия в ее сотворении не было.
Затем апостол Лука создал святой образ Божьей Матери на деревянной доске, некогда служившей обеденным столом для Иисуса Христа и Девы Марии. В течение многих веков Господь наделял образы силой чудотворения, которая проявлялась в мироточении икон.
Когда человек прикладывается к мощам, он получает Божью Благодать. Поэтому православный поклоняется не останкам святых, а просто становится ближе к Господу, тем самым не нарушая вторую заповедь «Не сотворим себе кумира».
Иисус Христос пришел на землю, чтобы искупить человеческие грехи через невыносимые страдания. Тем самым Господь показал, что нет у людей других Богов, кроме Него. Ведь только Всевышний всегда нас прощает и наставляет. Поэтому «Не сотвори себе кумира» — стих, который является одним из ключевых среди строк Ветхого Завета.
Бегайте блуда
Апостол Павел предостерегает христиан вообще не разговаривать о блуде. А лучше – убегать от него. Не избегать, не обходить стороной, а убегать. Это предостережение очень хорошо характеризует блудную страсть как заразу и чуму, опасную для человека. То есть встреча с ней небезопасна.
В наши дни становится все сложнее объяснить людям, почему внебрачные связи или супружеская измена настолько опасна для человека. Проблема в том, что тело, инструмент спасения, стало смыслом. Представим, что скульптор, который ставит себе целью высечь из каменного массива некий образ, начинает… заниматься молотком и напильником. Добивается из идеального внешнего вида, возможно, покупает новые, любуется, с гордостью показывает знакомым. В это время камень, который нужно обрабатывать, простаивает у него в мастерской. Приходит время, скульптор умирает. После него остается не шедевр, а красивые инструменты. Камень остается лишь бесформенной глыбой.
В нашем примере инструменты – это тело, камень – душа человека. Жизнь дается нам для того, чтобы мы в соработничестве с Богом высекли из внутренней глыбы образ Божий. Или хотя бы попытались. Но вместо этого, мы ставим в центр жизни инструмент-тело.
Международная организация ЮНЕЙДС (UNAIDS) в 2017 году насчитала в России 1 500 700 ВИЧ-инфицированных. С 2010 по 2017 годы в нашей стране по статистике распадется 50-60% браков. Количество абортов за этот же период более 8 миллионов год. Прямо или косвенно подобное состояние нельзя не связывать с грехом прелюбодеяния.
Добрачные половые связи размывают ценность брака, нивелируют понятие истинной любви, приучают человека к распутной половой жизни, лишают целомудрия – залога адекватного, мудрого, ответственного восприятия реальности. В зрелом возрасте многие искренне жалеют о подобном горьком опыте. Развод также может становится следствием прелюбодеяния
Неумение жертвовать (вновь из опыта «переступания» через любовь), измены, которые расшатывают отношения между супругами, излишнее внимание к плотским утехам и неудовлетворенность супругом также сильно бьют по институту малой Церкви. Блуд здесь не является единственным фактором, но вместе с ним приходит и гордость, тщеславие, безответственность, и вообще все, что разрушает отношения между людьми
Ключевым, конечно, остается отсутствие в жизни людей Бога, как Гаранта по-настоящему качественной и счастливой жизни.
Об этом можно говорить очень долго, но коротко и веско – блуд не приносит человеку подлинной радости. Он разрушает его тело, становясь причиной многих болезней, и не обязательно тех, что передаются половым путем. Блуд разрушает и душу, делая человека неспособным к любви.
Как появились 10 заповедей
Получение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого впоследствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира – Господь Иисус Христос.
Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив – две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему:
Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили:
Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.
Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней.
Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями – неизвестно).
Во 2-й главе Вторая книга Маккавеев повествует, что при разрушении Иерусалима Навуходоносором в 6-м столетии до Р.Х. пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нево». Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море. Перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). На этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом). Оригинальный текст заповедей приводим ниже.