Сочинения-рассуждения на морально-нравственную тему

Цель

Нравственные идеалы, несомненно, способствуют самовоспитанию личности. Человек усилием воли и пониманием того, что цель должна быть достигнута, стремится к достижению и покорению высот морального плана. Нравственные идеалы являются основой, на которой в дальнейшем формируются моральные принципы и нормы. Все это происходит на базе интересов в жизни человека

Немаловажное значение имеет и жизненная ситуация, в которой пребывает личность. Например, в военные годы нравственные идеалы фокусировались на образе мужественного, доблестного, благородного человека, владеющего оружием, но применяющего его только для защиты своей земли и своих родных

Свобода человека и ее ограничения

Сегодня эта тема актуальна и востребована. Каждому есть, что сказать. А что еще можно добавить?

  1. М. Горький, «На дне». Свобода человека ограничена его волей: то, что он не может себе позволить, ему не под силу. Это доказывает пример из пьесы Горького. Все жители ночлежки — люди крайне апатичные и отчаявшиеся. Они по привычке или из-за обиды винят общество в своих бедах, но главная их проблема — они сами. Никто из бедняков не желает работать честно, все ищут легкие пути или спасительные иллюзии. Например, Актер всегда оправдывает себя, ищет жалости, но пить не бросает. Настя придумывает великую любовь, но так и продает себя за деньги. Пепел мечтает о новой жизни, но продолжает воровать, связывая свои надежды с Наташей, как будто от нее все зависит. Сатин играет и пьет, отрицая труд как таковой. Каждый герой может начать все сначала и обрести себя, но ни у кого нет воли к свободе. Люди ограничены ленью и апатией.
  2. И.А. Гончаров, «Обломов». Человек находится в рабстве у своих пороков. Они и сдерживают его развитие. Это доказывает пример Обломова. Илья Ильич мечтает о светлом будущем, но не покидает дивана. Он не работает, не встречается с друзьями, не интересуется искусством или наукой. Все, что требует малейших усилий, недоступно Обломову, потому что он слишком ленив. На момент начала романа ему уже больше 30 лет, а он еще ничего не достиг в жизни. При этом у него все есть, чтобы реализоваться в работе, обществе и семье. Но все его движения скованы апатией. Герой стал заложником своей бездеятельности. Его свобода была разменяна на покой и праздность.
  3. М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Жизнь без свободы теряет весь свой смысл. Это доказывает пример из поэмы Лермонтова. Мцыри был пленен еще в детстве. Война на Кавказе лишила его крова, родных и даже выбора судьбы. Он оказался в монастыре не по своей воле, но ему навязали путь послушника и монаха. Не принимая чужой устав, Мцыри бежит из своей тюрьмы. Три дня на свободе кажутся ему единственной реальностью. За это время он прожил целую жизнь, полную приключений, счастья, борьбы. Только этот период он и считал своим подлинным опытом. Мцыри променял прозябание в монастыре на три дня полноценного существования. Дорогой ценой он купил независимость, но только она и придала его жизни смысл.
  4. А.С. Пушкин, «Дубровский». Свободу человека ограничивает его морально-нравственный кодекс. В этом мы убеждаемся, анализируя поведение героини книги. Марья любила Владимира и не хотела выходить замуж за Верейского. Этот брак по расчету навязал ей отец. Но она не могла бежать до того, пока не испробовала все способы убедить Троекурова в ненужности этого союза. Все мольбы дочери оказались напрасны. Троекуров намеренно перенес дату венчания, чтобы Владимир не успел помешать им. Но как только Марья стала женой Верейского перед Богом, она уже не могла уйти от супруга, как бы ни хотела. Она не убежала с возлюбленным. Ее свобода отныне была ограничена святым обетом. Мораль всегда препятствует вседозволенности и ограничивает человека в действиях.
  5. Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Свобода человека ограничена морально-нравственными установками его времени. Так, Некрасов в своей знаменитой поэме пишет: «Еще ты в семействе — раба, Но мать уже вольного сына!». Он охарактеризовал положение женщины после отмены крепостного права. Несмотря на реформы в государстве, девушки по-прежнему во всем зависели от своих отцов, а потом мужей и свекров. Их удел — поклоняться каждому домочадцу, который сильнее и старше их. Зачастую их смирением пользовались, их покорностью злоупотребляли. Например, та же Матрена вынуждена была сносить обиды от свекрови, золовки, приказчика и даже побои от мужа. Увы, в ту эпоху положение женщины было зависимым, потому что уровень общественного сознания еще не достиг высот гуманизма, справедливости и эмпатии. Так что свобода человека во многом зависит от исторического контекста.

Значение духовно-нравственных ориентиров

Мы установили, что духовно-нравственные ориентиры человека – это его ценности и убеждения. Это установки личности, через которые она не может преступить. Они регулируют сознательную деятельность человека и помогают ему найти свое место в мире, являясь своеобразным стержнем его сознания.

Фактически порядочность человека зависит от того, насколько в его жизни важны данные ориентиры. Например, не каждый человек может совершить акты воровства, измены или предательства, потому что не всем людям это позволяет сделать их совесть, а иначе говоря, их духовные и нравственные ориентиры.

А определенную часть людей принято называть «людьми с сожженной совестью», они способны на неблаговидные поступки потому, что не видят в них той степени зла, которая действительно там есть. Это люди с утраченными духовно-нравственными ориентирами.

Развитие

Как известно, природа переменчива, и все живое всегда находится в движении. Все меняется: наши взгляды, вкусы, интересы, старое новым и т. д.

Развитие – это эволюция, движение. Изменения происходят закономерно, и как бы кто не старался оставаться на месте – это никому не под силу.

Развитие – это тоже духовная ценность, многие принимают развитие за какие-то жизненные перемены, материальный рост, однако духовное развитие – это эволюция личностных качеств, совершенствование своего внутреннего мира.

Главная цель развития – это осознать свою природу, открыть себя. Вы никогда не сможете потерять плоды духовной работы, чего не скажешь о материальных накопленных вещах.

1- Гармония

Жизнь вообще полна противоречий, конфликтов и разногласий. Дух — это единица, в основе которой должна лежать гармония. Таким образом, выражая и держать свою жизнь в гармонии, мы прилагаем все усилия, чтобы достичь состояния духовного осознания.

Когда достигается это состояние гармонии, дух открывает неожиданные возможности, происходит процесс расширения сознания за пределы физического плана, и человек переживает постоянное состояние радости, имея способность открывать свою реальность другим способом. и получить высшие знания.

Гармония позволяет людям стремиться к благополучию всего, что их окружает. Это состояние покоя и удовлетворения, которое позволяет душе двигаться к счастью.

Пример гармонии можно увидеть, когда человек посвящает себя тому, что делает его счастливым, и, в свою очередь, стремится сделать счастливыми других людей.

Фундаментальные духовные ценности

Опыт коллективной деятельности показывает, что пять человеческих ценностей лежат в основе общества.
Нормальная, правильная, здоровая и жизнеспособная организация общества, которая объединяет активных, здоровых и жизнеспособных людей.

Примеры общечеловеческих духовных ценностей:

  1. Правда помогает установить доверие и честное общение.
  2. Праведность помогает действовать на более высоком уровне и достигать высокого качества работы.
  3. Мир способствует принятию творческих и мудрых решений.
  4. Любовь способствует бескорыстному служению, которое основывается на заботе о благе и счастливой жизни других.
  5. Ненасилие помогает установить взаимовыгодное сотрудничество.

Данные ценности обычно называют не духовными, а человеческими.
Понятие «духовные ценности» подразумевает, что они являются тем идеалом, к которому необходимо стремиться и которого, как надеются люди, получится достичь.

Для большинства людей природа человека воспринимается как далёкая от совершенства, ограниченная, но не как духовная.
Это не правильно, поскольку люди являются разумными существами, а быть человеком – значит быть духовным.

Любви не учат в школе. Любовь встроена в нас

Стоит подчеркнуть три принципа:

  1. Эти ценности не нужно изучать; скорее их стоит раскрывать.
  2. Эти духовные ценности представляют всех людей.
  3. Эти духовно-нравственные ценности можно понять с трёх точек зрения:

    • Их сущность базируется на принципе, что божественность заключена во всех творениях.
    • Их кросс-культурные выражения проявляются во всех обществах, хотя могут видоизменяться.
    • У каждого человека выражаются индивидуально, в установках и мотивах, которые лежат в основе поведения и личности человека.

Духовная сущность человеческих ценностей заложена в нас самих.
А межкультурные и индивидуальные ценностные проявления усваиваются, развиваются и практикуются на протяжении всей нашей жизни в той среде, где мы живём.
При исследовании проявлений этих ценностей, их можно увидеть в повседневности.

Согласно мнению исследователей все эти ценности представляют собой интегрированное неделимое целое, одна из них не может существовать отдельно.
К тому же человеку, который воплощает ценности в своей деятельности, они дают огромную силу.

Добро

Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.

Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.

Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.

Знание

Знания, которые мы получаем, помогают нам раскрыть истинный смысл жизни, позволяют разуму находиться в гармонии с логикой, верой и чувствами. Также нам дано познать основы природы.

Человек не только познает мир, но и пытается понять смысл своего существования. Знания – важный компонент сознания, без них не представляется развитие человека.

Человек, стремящийся к истине, всегда будет стараться накопить в себе как можно больше знаний. Наверное, все слышали фразу «Знания – сила», это так и есть, но не каждый задумывается о том, как эту силу обрести.

Полезные знания – это информация, прошедшая сквозь время. Это своего рода инструкция, которую мы применяем к своей жизни.

Вариант 2

Нравственность является внутренним чувством и внутренним ориентиром, который позволяет человеку делать верный выбор. Тема более чем глубокая и сразу трудно сказать, в чем основа нравственности.

Наверное, для религиозного человека суть нравственности заключается в том, чтобы прислушиваться к собственной душе и Всевышнему, поступать согласно Его предписаниям. Для человека светского суть нравственности, наверное, заключается в каком-то личном разумении, стремлении к определенным идеалам, которые воплощают суть человечности. Так или иначе, в любом варианте нравственность представляет собой какой-то внутренний ориентир и стремление к чему-то высшему.

Мне кажется, именно поэтому нравственность является движением и всегда динамическим свойством, то есть невозможно стать нравственным сразу и навсегда, нужно, как говорится, оставаться нравственным, то есть поддерживать нравственность в себе. Поэтому также невозможно говорить о живом человеке как полностью нравственном. Его нравственность полностью проявится, когда человека не станет, ведь только тогда появится возможность понять, был ли человек нравственным полностью.

На протяжении своего существования человек может делать и нравственные и безнравственные поступки, совершать зло после чего раскаиваться и наоборот, быть сначала положительным героем собственной книги жизни, а после этого стать отрицательным. Соответственно, нравственным или безнравственным человек становится только по окончанию своего бытия.

Однако, какую ситуацию возможно наблюдать на практике? Практически каждый бывает и нравственным и безнравственным. Большинство людей просто близко к среднему значению, периодически поступают достойно, периодически – наоборот.

Более того, для одного нравственный поступок, а для другого такое поведение неприемлемо. Вот почему данная тема является такой трудной для рассмотрения. Просто говорить о нравственности и намного труднее действительно размышлять над этой темой и делать грамотные выводы и гораздо труднее применять верное мировоззрение на себе.

Добро

Добро – это одно из самых важных духовных ценностей. Оно проявляется в стремлении человека улучшить жизнь на Земле не только для себя, но и для других.

Добрый человек всегда стремится к истине, справедливости. Доброе дело проявляется в искренности – это не то, когда человек делает что-то для получения выгоды, а когда он старается сделать что-то для другого бескорыстно.

Доброта ценилась всегда, однако люди, из-за своей чувствительности и заботой о других иногда сильно страдают. Доброта – это духовная потребность каждого, когда мы делаем что-то полезное и благое, то ощущаем себя лучше, увереннее, а на душе становится легко.

Вопросы, которые раскрывают духовные ценности

В состоянии ли вы перестать пытаться контролировать результат?

В целом, люди имеют мало контроля – от места, времени рождения, до времени, когда жизнь заканчивается.

Стоит быть в настоящем моменте, принимая его таким, какой он есть на самом деле. Не пытаться представить «каким бы он мог быть, если бы вы что-то в прошлом сделали по-другому».

Убедите себя, что независимо от происходящего, всё будет так, как нужно. Вы можете ощутить, как спадёт огромный груз с ваших плеч. Не моментально, но пока такая установка не станет частью вашего постоянного мировоззрения.

Считаете ли вы, что есть нечто большее, чем мы?

В мире множество необыкновенного, которое не поддаётся контролю. Примеры: рождение детей, инстинктивное поведение перелётных птиц, мотыльков, циклы обновления живой природы на Земле.

Каждый человек является уникальным чудом.

Когда люди открывают глаза на все свои таланты и способности, начинают понимать, как их можно применить для пользы других существ. Тогда появляется необходимая гибкость, позволяющая быть неотъемлемой частью чего-то большего и необыкновенного.

Наполнены ли вы ощущением единства со всем?

Что бы люди ни думали о существовании высшей силы, признавали её или отрицали, без сомнения, им хочется почувствовать связь с ней. Под этой силой можно понимать: Вселенную, Великий Дух, Божественное или Бога.

Это помогает почувствовать, что люди не одиноки в жизни вне зависимости от происходящего в ней.

Если каждый день быть благодарным и научиться выражать свою признательность этому всеединству, человеку будет доступно большее чувство связи, любви.

Какие духовные качества восхищают вас в других людях?

Люди чувствуют потребность в других людях. Один из самых важных шагов в духовном развитии человека предполагает, что он должен научиться общению с другими людьми на глубоком уровне. Благодаря таким изменениям жизнь получает смысл.

Сострадание, благодарность и великодушие – это универсальные ценности, которые служат высшему благу.

Если человек посвящает свою жизнь служению на благо других, он ясно видит цель. Поскольку энергия направляется на действительно важные вещи, а не тратится на несущественные.

Внутренний мир человека и его личностные качества

Именно такие пояснения к направлению предложили авторы на ФИПИ. Для каждого из них найдутся аргументы.

  1. А. Платонов, «Юшка». Внутренний мир человека, как правило, скрыт от посторонних глаз. Поэтому люди далеко не всегда могут сразу понять, кто перед ними на самом деле. Например, главный герой произведения был отзывчивым, мудрым и стойким человеком, способным противостоять эгоизму, гордыне и гневу. Но окружающие не видели в нем хороших качеств, потому что «встречали по одежке». Юшка был беден и болен. Он выглядел старше своих лет. Герой считал, что своим неуважением другие выражают любовь к нему, поэтому никогда не мстил за оскорбления и не защищался. За это многие презирали его. А он все это время совершал благие дела — поддерживал и содержал сироту, которая стала врачом в его родном селении. Не зная об этом, люди не могли составить верное представлении о сущности его характера. Поэтому мы часто обманываемся, не видя истинного внутреннего мира человека.
  2. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Личностные качества человека лучше всего проявляются в поступках. И зачастую дела говорят красноречивее слов. В этом мы убеждаемся, глядя на поведение Матрены. Героиня всегда бескорыстно помогала окружающим и выручала тех, кто нуждается в покровительстве. Она приютила колченогую кошку и взяла квартиранта, хотя никто не хотел принимать его. Все знали, что Матрена — безотказный человек, которому свойственны доброта и мягкосердечие. Она даже воспитала племянницу, которой не нашлось места в большой семье. Даже погибла Матрена тогда, когда помогала перетащить свою же горницу в подарок Кире. Поступки Матрены доказывают богатство ее внутреннего мира и разнообразие положительных качеств ее характера.
  3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Богатство внутреннего мира человека часто проявляется в критических случаях, когда он должен мобилизовать все силы своей души. Именно так произошло в жизни Марьи Мироновой. Даже в родном доме героиню считали «трусихой». Ее поведение было предметом шуток: она боялась резких звуков, хотя выросла в военной части. Окружающие видели в ней лишь прелестную девушку, робкую от природы. Но сила ее характера неожиданно проявилась, когда ее возлюбленный попал в беду. Петр стал жертвой ложного обвинения. Чтобы спасти его, Марья разыскала императрицу и добилась аудиенции. В те времена это был настоящий подвиг! Благодаря заступничеству Марьи Петр был освобожден. Этот пример показывает, что человек проявляет себя в полной мере тогда, когда ситуация требует максимального напряжения.
  4. М.А. Шолохов, «Судьба человека». Какие личностные качества человека нужно ценить больше всего? Конечно же, это доброта, сила духа и человечность. Всеми этими свойствами обладал Андрей Соколов. Он был верным мужем, ответственным отцом и хорошим работником. Однако все богатство его внутреннего мира проявилось в военные годы, когда герою пришлось встать на защиту Родины. Андрей мужественно исполнял свой долг и не потерял человеческий облик даже тогда, когда все обстоятельства ломали волю людей. Потеряв семью, он нашел в себе силы начать жить заново и усыновить мальчика Ваню, который нуждался в заботе. Таким образом, доброта, сила воли и человечность позволили герою выстоять в сложной ситуации, поддержать Родину и спасти все то, ради чего стоит биться до конца.
  5. Н.В. Гоголь, «Мертвые души». Деградация внутреннего мира начинается с потворства своим порокам. Именно это доказывает Н.В. Гоголь в своей знаменитой поэме. Каждый помещик стал жертвой своих дурных наклонностей, навеянных праздностью и вседозволенностью. Манилов стал ленив и изнежен, Коробочка — скупой и ограниченной, Ноздрев — распутным и подлым, Собакевич — бесчестным и алчным, Плюшкин — жадным до полной потери человеческого достоинства. Все герои «выпали из жизни» — перестали мыслить, чувствовать, сопереживать ближним. Даже материальный достаток не делает их счастливыми, ведь они потеряли способность искренне радоваться чему-то. Их внутренние миры увяли потому, что они не работали над собой и не избавлялись от пороков, отравляющих их лучшие помыслы.

Еще больше аргументов о внутреннем мире мы перечислили тут.

Знание

Знания, которые мы получаем, помогают нам раскрыть истинный смысл жизни, позволяют разуму находиться в гармонии с логикой, верой и чувствами. Также нам дано познать основы природы.

Человек не только познает мир, но и пытается понять смысл своего существования. Знания – важный компонент сознания, без них не представляется развитие человека.

Человек, стремящийся к истине, всегда будет стараться накопить в себе как можно больше знаний. Наверное, все слышали фразу «Знания – сила», это так и есть, но не каждый задумывается о том, как эту силу обрести.

Полезные знания – это информация, прошедшая сквозь время. Это своего рода инструкция, которую мы применяем к своей жизни.

Религиозные ценности

Религиозные ценности занимают совершенно особое место в иерархии человеческих целей и ценностей.

Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни.

Религиозные ценности — основные догматы веры в сверхъестественное.

Материалистическая философия рассматривает религиозные ценности как результат фантастического отражения действительности в головах людей, как результат удвоения мира в сознании человека. Наряду с нравственными и эстетическими религиозные ценности формируют специфически человеческий духовный мир, являясь существенной частью человеческой культуры.

Главным в понимании феномена религии и его роли в жизни человека является уяснение сущности веры. Содержательно вера понимается как мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка, направленная на осуществление высшего смысла жизни человека, не сводимого к его биологическому существованию. Вера дает человеку абсолютную уверенность в достижении желаемой цели (спасения души, воскресения, вечной жизни и т.д.) и в этом смысле она не требует доказательств.

Высший мир, данный человеку в акте религиозной веры, является той высшей ценностью, которой человек отдается полностью

Важно подчеркнуть, что мир религиозных ценностей не творится самим человеком, а дается ему в актах богопознания и откровения

Отсюда понятно, что мир религиозных ценностей в сущности своей есть то, что открыто человеку в качестве исходных посылок для следования воле Божьей и исполнения замысла Творца. Поэтому задавать вопросы Богу по поводу природы этих ценностей или следствий их применения в реальной жизни человека, по меньшей мере, бессмысленно.

Несомненно, одной из важных и наиболее притягательных для человека религиозных ценностей является сама идея Бога, как творца всего сущего в богословском понимании или, по словам современных представителей свободомыслия К. Ламонта и П. Куртца, «иллюзия бессмертия» и «искушение потусторонним». Имеется в виду, что Бог не только творец мира и человека, но и объект высшего поклонения, бесспорная и безусловная высшая ценность. Недаром в христианской догматике самым тяжким грехом считается хула на Святого Духа, а состояние богооставленности рассматривается как наиболее ущербное для человека. Для ислама понятие «неверного» или иноверца может рассматриваться в качестве объекта для обращения в истинную веру или джихада, т.е. священной войны.

Нужно особо подчеркнуть существенное различие в моральном отношении человека к Богу и к людям. В первом случае мы имеем дело с абсолютным неравноправием (человек есть творение Бога, но ни в коем случае не сам Бог), из чего вытекает необходимость служения Богу как высшему идеалу. В то же время, верующий в Бога и любящий его всеми силами души, не может не ненавидеть его антипода — Дьявола и не может не бороться со злом, прежде всего в своей душе. В отношениях с другими людьми на первый план выходит идея равноправия и равноценности, где вражда и борьба принципиально недопустимы. Однако другой человек может быть носителем зла, противником моего отношения к Богу и, следовательно, с ним нужно вести борьбу, иногда смертельную. Для разрешения этого парадокса в христианстве есть формула: «Ненавидь грех, но возлюби грешника». Известен ответ Александра II на просьбу о помиловании Дм. Каракозова, который предстал перед судом за попытку покушения на императора: «Как человек я его прощаю, но как государь простить не могу».

Соотнесение Бога как высшего идеала и нравственной ценности с ценностью жизни и духовного мира каждого человека чревато еще одной труднейшей проблемой. Речь идет о том, что пламенная вера в тот или иной идеал (религиозный или светский) может вести к жестокости и бесчеловечности, когда миллионы человеческих жизней приносятся в жертву этому идеалу. Особенно ярко такая позиция проявляется у представителей религиозного фундаментализма, когда отрицаются такие ценности, как автономия личности, авторитет Разума, понятие прогресса и т.д. В то же время религиозный фанатизм и экстремизм как духовная основа фундаментализма несут в себе все черты тоталитарной идеологии с ее отрицанием гражданского общества и прав человека. Вот почему феномен религиозных ценностей во всем объеме его проявлений, от постановки свечи в храме до гибели религиозного фанатика, может быть рассмотрен в связи с системой нерелигиозных ценностей.

Приоритеты человека в выборе личных ценностей – это показатель высокоразвитого существа

Все виды ценностей отдельной личности отлично показывают, кем на самом деле является человек и что его ждет в дальнейшей перспективе, ведь предшествующий опыт многих тысяч людей игнорировать бессмысленно. Если человек выбрал в приоритет материальные блага, считая, что они сделают его счастливым на всю жизнь, то он в итоге поймет (если не глуп!), что все эти приходящие и сменяющие друг друга «игрушки» дают ощущение счастья и удовлетворенности на небольшой срок, а далее снова хочется чего-то еще.

А вот люди, избравшие духовный путь и высокие ценности, не только знают, но и чувствуют, что их жизнь полноценна, интересна и без капитальных вложений: им не особо важно, будет у них автомобиль популярной марки или старенький «Москвич» — ведь их счастье исходит не от обладания вещами, а заключается в любви к жизни или Богу

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ск-Бриз
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: