Российские ученые получили научные подтверждения «посмертной медитации»

Наука о духе

Российские учёные исследовали феномен «посмертной медитации» буддийских монахов

РИА НовостиСр, 05 мая 2021 10:09 UTC

Российские ученые получили первые научные подтверждения феномена «тукдам», или посмертной медитации, в которой могут находиться буддийские монахи, заявил руководитель «Проекта исследования медитации и измененных состояний сознания в тибетских буддийских монастырях», основатель Института мозга человека РАН академик Святослав Медведев. В среду он принял участие в онлайн-встрече с Далай-ламой XIV.

В 2019-2020 годах по договоренности с Далай-ламой академик открыл в тибетских буддийских монастырях на юге Индии два научных центра исследований медитации и измененных состояний сознания. В них при помощи современных приборов удалось собрать психофизиологические данные более ста практиков из семи разных монастырей, в том числе во время глубокой медитации. Кроме того, российские специалисты получили доступ к телам монахов в состоянии посмертной медитации тукдам, в котором они могут пребывать несколько дней или недель.

Как отметил академик, за время проекта ученые обследовали 104 буддийских монаха, которые выполняли медитации, рекомендованные Далай-ламой, и получили ряд значимых результатов. По его словам, российские исследователи совместно с американскими коллегами из Университета штата Висконсин, а также медиками из госпиталя Делек и института Мен Тсе Кханг в Дхарамсале (Индия) завершили регулярное наблюдение за монахом монастыря Гьюто, который «находился в состоянии тукдам в течение 37 дней».

Он отметил, что в проекте задействовано две лаборатории. Планируется открыть и третью — на севере Индии. Помимо специалистов из России, там трудятся тибетские монахи, изучавшие методы научного исследования под руководством российских учёных.

Ранее Медведев говорил, что изначально исследователи выдвинули версию, согласно которой тонус организма после смерти поддерживает ещё не полностью умерший мозг, сохраняющий какую-то деятельность. Однако зафиксировать её не удалось, поскольку нет «биоэлектрической активности».

Один из организаторов встречи — директор фонда «Сохраним Тибет» Юлия Жиронкина — пояснила, что тукдам (от тибетского «тук» — сознание, «дам» — самадхи, медитативное состояние) — посмертное состояние, «в котором опытный созерцатель способен распознать наитончайшее сознание ясного света и направить его на исследование природы реальности».

По её словам, после смерти сознание человека понемногу «утончается» — «грубые уровни отступают, проявляются более тонкие, и, наконец, наступает этап проявления наитончайшего сознания — «ясного света».

Доказав, что тукдам — реальное состояние, учёные приблизятся к тому, чтобы обсудить «существование сознания не как функции мозга, а как отдельного фактора, без которого невозможна жизнь», заключила она. В исследованиях также участвуют профессор биологического факультета МГУ Александр Каплан, руководитель отдела психологии и психофизиологии института медико-биологических проблем РАН профессор Юрий Бубеев и другие российские учёные.

Логин — Зарегистрируйтесь, чтобы добавлять комментарии!

Мумификация тела

На страницах созданной в древности Тибетской книги мёртвых зафиксировано, что во время медитации тукдам сознание человека утончается до тех параметров, когда простейшее восприятие мира посредствам пяти органов чувств переходит на уровень наивысшего просветления ума — ясного света.
Буддисты свято верят в то, что до тех пор, пока это наитончайшее сознание присутствует в теле человека, он продолжает жить даже после фактически клинической смерти.

Специалист по медитации Ольга Шурухт настаивает, что кратковременно попасть в состояние тукдам может каждый человек, но созерцать его и тем более оставаться в нём длительный период могут только те, кто при жизни активно практиковал медитацию.

На время, пока монах находится в тукдам, его тело становится нетленным, хотя в ходе исследований учёные выяснили, что электроэнцефалограмма (ЭЭГ) головного мозга последнего совпадет с ЭЭГ мёртвого человека. Более того, несмотря на отсутствие кровообращения и сердцебиения, тело монаха может сохранять тепло, свойственное живому человеку, а его лицо излучать свечение.

То, насколько долго умерший монах может пребывать в состоянии тукдам, зависит всецело от него самого. Как только буддийский монах решит прекратить духовно-религиозную практику и выйти из глубокого медитативного состояния, его сознание тут же покидает тело, которое с этого момента начинает разлагаться. О том, что буддийский монах завершил тукдам свидетельствует появляющаяся из его носа кровь. Сразу после этого, цвет тела меняется, от него начинает исходить трупный запах и появляются характерные признаки разложения.

5.Медитация для детей

Внимательность и осознанность — это одно из самых важных качеств в образовании.

В огромном сборнике исследований об осознанности в школах, MindfulnessInSchools.org представлены следующие преимущества практики осознанности для детей:

  • уменьшает симптомы депрессии
  • снижает соматическое напряжение
  • уменьшает враждебность и конфликты со сверстниками
  • снижает тревожность
  • понижает гиперактивность
  • снижает употребление психоактивных веществ
  • повышает уровень памяти
  • повышает оптимизм и положительные эмоции
  • повышает самооценку
  • усиливает чувство счастья и благополучия
  • улучшает социальные навыки
  • улучшает сон
  • улучшает самосознание
  • улучшает успеваемость

Там были также многочисленные доклады для преподавателей и сотрудников, на такие темы как:

повышение личностных качеств: открытости, любопытства, радушия, сочувствия, сострадания, принятия, доверия, терпения
улучшение физического и психического здоровья, что, как правило, следует после обучения осознанности, что важно для педагогической профессии, так как они подвержены профессиональному выгоранию и стрессу
улучшение качества преподавания и самоэффективности
улучшение физического здоровья
повышение способности больше давать поддержки студентам через мотивирование
снижение стресса
повышение мотивации к работе
улучшение пространственной памяти, рабочей памяти и устойчивого внимания

О ментальном мире

Мозг — особым образом устроенная часть пространства, которая превращает пространство в образы. Находясь в этом пространстве, закрывая глаза, человек управляет деталями этого пространства. Например, в физическом мире кирпичи падают только вниз, а в мире, который создал мозг, кирпичи падают так, как мы этого хотим. Мозг — преобразователь, который позволил людям создать ментальный мир. 

Большую часть времени мы живём в ментальном мире. Когда мы смотрим на мир вокруг, то получаем изображение. Изображение рассыпается, когда импульс передаётся через зрительный нерв в мозг. Импульс входит в головной мозг и рассыпается многократно по всей коре. Получается, что изображений физического мира нет, но мы их видим. Всё, что мы видим, — синтез нашего мозга, который строится на полученном опыте. 

«Захватывающие перспективы»

«До сего дня у представителей буддологии и нейронауки практически не было точек соприкосновения – невозможно было представить себе их совместное обсуждение в рамках одного форума. Это уникальная конференция. Собрав в одном виртуальном пространстве ведущих нейроученых, с одной стороны, и ведущих специалистов, посвятивших жизнь изучению древних буддийских трактатов — с другой, мы перевернули новую страницу в буддологии», — сказала РИА Новости один из организаторов конференции, директор фонда «Сохраним Тибет» Юлия Жиронкина.

По ее словам, нейроученые сегодня предлагают совершенно новый взгляд на явления, описанные много столетий назад Буддой, учеными древнеиндийского университета Наланда и их последователями Тибете. «Удивительно, что о такие понятия как «иллюзорное тело», или «наитончайшее сознание ясного света», или «посмертная медитация», с которыми мы знакомы по трудам буддийских философов древности и устным наставлениям современных наставников буддизма, постепенно входят в лексикон представителей нейронауки. Совместные обсуждения нейроученых и буддологов позволят уточнить содержание этих терминов, а значит, сделать исследования представителей обеих областей знания более глубокими», — подчеркнула собеседница агентства.

Далай-лама, добавила она, вот уже много лет настаивает на важности диалога между учеными и последователями буддизма. «Эта конференция – прямое свидетельство тому, какие захватывающие перспективы познания мира и человеческого сознания может открыть такой диалог», — заключила Жиронкина

Лобсанг Церинг

В 2020 году посмертную медитацию тукдам провёл один из старейших монахов тантрического монастыря Гьюдмед – 85-летний Лобсанг Церинг. После того как его сердце перестало биться, находившиеся рядом с ним буддийские монахи на несколько дней оставили тело усопшего в покое, а сами в это время проводили все необходимые традиционные ритуалы.
Когда настало время заняться телом монаха, ученики обнаружили, что оно не претерпело никаких изменений, и выглядит так же, как при жизни.

Спустя 5 дней, несмотря на 35-градусную южно-индийскую жару, тело Лобсанг Церинга не то, чтобы изменилось в цвете, оно даже не источало никакого неприятного запаха.

На тринадцатый день с момента кончины монаха, его ученик Еше Дордже связался с практикующим западную медицину врачом и, убедившись в том, что тело умершего человека просто не может не измениться за такой отрезок времени, пришёл к выводу, что учитель проводит посмертную медитацию.

Для того чтобы зафиксировать необычное состояние почившего, но сохранявшего жизненную свежесть Лобсанг Церинга, в монастырь прибыли два врача, изучавшие неврологию. Они-то и зарегистрировали, что на 14 день после смерти у монаха продолжали расти ногти и волосы, суставы оставались гибкими, кожа эластичной, температура тела в области сердца и желудка варьировалась от 20 до 30 градусов, и даже наблюдалось странное сердцебиение нестандартной частоты.

В общей сложности тело оставалось нетленным на протяжении 21 дня. За это время монастырь посетило множество людей, желавших воочию увидеть монаха в тукдам и соприкоснуться с уникальной буддийской традицией.
Когда же из носа Лобсанг Церинга хлынула кровь, всем стало ясно, что он вышел из медитации и физически умер. На глазах у учеников на теле монаха стали появляться следы разложения и проявился трупный запах, что стало сигналом для кремации тела.

«Будто спящий»

«Когда я впервые услышал про тукдам и даже разговаривал об этом в Дхарамсале (на севере Индии, где расположена резиденция Далай-ламы – прим. ред.), некий скептицизм у меня был. Но сейчас я могу сказать, что случаи тукдама действительно являются фактами. Причем эти факты установлены уже как минимум двумя независимыми научными группами – нашей и Ричарда Дэвидсона (американского нейробиолога – прим.ред.), с которой мы сотрудничаем», — подчеркнул академик Медведев.

По его словам, сейчас перед лабораторией стоят задачи исследовать два аспекта явления. Во-первых, физиологические и биохимические механизмы тукдама — что происходит с нейронами мозга, с клетками и тканями тела, которое становится «будто спящим» и не имеет признаков распада, несмотря на констатированную смерть. А во-вторых, почему такое в принципе становится возможным — с точки зрения не философии буддизма, а объективных законов функционирования организма.


Слайд из презентации доклада академика Святослава Медведева, на котором представлены фотографии монахов в состоянии тукдам («посмертной медитации»)

«По сути, мы говорим о патологоанатомическом исследовании мертвых тел. Мы исследуем не жизнь после смерти, не буддийские состояния сознания, а объективно существующее состояние человеческого тела после зафиксированной медиками смерти. Причем что это такое? Это — чрезвычайно замедленный процесс распада тканей. Могу сказать, что какое-то время он просто не происходит, а потом резко начинается распад», — констатировал Медведев.

За год работы российские ученые получили от буддистов немало сообщений о случаях тукдам и исследовали четыре из них. Во всех случаях тело выглядело, как тело спящего человека, только без дыхания и сердцебиения, не было обнаружено никаких посмертных следов на теле, сохранялся тургор (эластичность) кожи, не было запаха и других характерных признаков разложения. В некоторых случаях тело может оставаться в медитативной позе.

«Любой нормальный человек, когда он входит в комнату, где находится умерший, испытывает некую отстраненность, нежелание приближаться, дискомфорт. Но ничего этого нет, когда входишь в помещение, где находится человек в состоянии тукдам, – ощущение даже какого-то спокойствия. И это мнение всей нашей группы», — поделился впечатлениями Медведев.

Рассуждая о механизмах тукдама, академик отметил, что вначале исследователи выдвинули версию, что тонус организма после смерти поддерживает не полностью еще умерший мозг, в котором сохраняется какая-то деятельность. Однако зафиксировать ее не удалось.

«Никакой биоэлектрической активности нет. Другая версия – что под влиянием медитации в организме при умирании выделяются какие-то вещества, которые предохраняют клетки от разложения… Как только эпидемиологическая ситуация позволит, мы снова приступим к инвазивным исследованиям», — поделился Медведев.

«Уход от внешнего мира»

Вторая задача, над которой работает группа российских ученых в буддийских монастырях – исследование психофизиологических проявлений медитаций, которые могут привести практикующего к уходу в тукдам после смерти. При этом главное условие – чтобы исследование не отвлекало монаха от медитации, поэтому используются только так называемые «мягкие» методы исследования, например, ЭЭГ или свехчувствительный термограф. Последний, в частности, показывает после медитации изменение распределения температуры тела в пределах одного градуса.

«За год мы провели психофизиологические исследования более чем ста монахов, в том числе практиков высокого уровня. Нам удалось поработать и в ретритах (с уединившимися от мира монахами – прим.ред.), и даже в тантрических монастырях (традиционно наиболее закрытых для сторонних глаз – прим.ред.)», — отметил Медведев.

«Обработан еще далеко не весь материал. Но мы доказали очень важную вещь. Что медитация приводит к тому, что резко уменьшается восприятие внешнего мира. То есть, действительно происходит концентрация на внутреннем сознании, уход от внешнего мира. Снижаются и автоматические контакты, которые находятся не на уровне сознания и которые вы не можете изменить. Но только при определенных медитациях, при других – наоборот, происходит улучшение восприятия внешних сигналов. Мы показали, что медитацию, даже на одну и ту же тематику, нельзя рассматривать как единое целое. В зависимости от типа медитации и исполнителя, данные исследований бывают разные» , — пояснил РИА Новости Медведев.


Монахи в состоянии медитации во время исследований (ЭЭГ)

Для учета этого участницами исследования Еленой Кокуриной (Фонд имени академика Натальи Бехтеревой) и Юлией Бойцовой (Институт мозга им. Н.П. Бехтеревой РАН) был предложен новый методический подход, оценивающий успешность медитации и существенно повышающий качество исследования.

Бойцова отметила, что иногда во время медитации монахи «вообще не слышали звуков». Она предположила, что у медитирующего может «формироваться доминанта» для выполнения поставленной задачи продолжать медитацию, несмотря ни на что, подобно тому, как у младенца от посторонних раздражителей только усиливается сосательный рефлекс.

А профессор биофака МГУ Александр Каплан подчеркнул важность исследования именно тантрических практик, основанных у буддистов на визуализации божеств и отождествлении себя с теми или иными их качествами для их развития в себе. Эти практики связаны с глубокой медитацией, растворением «грубого сознания» и проявлением «наитончайшего сознания ясного света»

«Это все очень важно изучать. Ведь именно мысленные образы влияют на то, как мы будем жить и действовать в этом мире», — пояснил Каплан.

При помощи энцефалографических исследований он также пытается обнаружить области мозга, которые наиболее активны в те периоды, когда медитирующий «полностью погружается в психические образы, которые рождаются уже в отрыве от внешней реальности, когда в психическом мире создается «иллюзорное тело»».

Практика по выходу души из тела

«Пхова» буквально означает «сменить место», переместиться с одного места на другое.

Объяснить, что такое «пхова», можно с трех точек зрения: кто практикует пхову, когда практикуют пхову и как практикуют пхову.

Практикам, имеющим высокий уровень стабильности в практиках Махамудры, Дзогчена или Мадхьямики, и достигшим определенной реализации, хватит уверенности для того, чтобы освободиться одновременно с последним выдохом. Для них не возникает последующих бардо.

Они просто покоятся в дхармадхату. Таким людям нет смысла беспокоиться о практике пховы, потому что у них нет представления о реальной величине, которую нужно куда-то переносить, и они не лелеют надежд попасть в место, куда нужно быть перенесенным. Такие практикующие находятся вне этих концепций.

Лама Оле смотрит дырку в голове реализацию практики Пховы

Успех нашей практики в основном зависит от нашей преданности и веры — и от чистоты наших самайй.

Когда преданность сильна, практика пховы несомненно будет успешной. Единственное, что определенно мешает успешной пхове — это нарушенные самайи.

В практике пховы следует тренироваться сейчас, в этой жизни; тренироваться, пока не появятся признаки достижения цели.

Один специальный знак, в особенности, показывает нам, что в момент смерти мы сможем успешно выполнить пхову.

Однако, даже человек, которому пхова сейчас не очень удается, в момент смерти сможет выполнить эту практику с помощью ламы. Объединив усилия таким образом, можно легко достигнуть результата.

Пхову можно определить как движение сознания вверх вместе с праной. Сочетание праны и сознания засылается в хорошее и правильное место. Перемещение отсюда в это место назначения — это и есть пхова.

Существует связь между местом следующего рождения и отверстием тела, через которое сознание выходит в момент смерти.

Например, если сознание .выходит через нижние отверстия тела, человек переродится в одном из низших миров — в качестве обитателя ада, голодного духа или животного.

Если сознание выходит через верхние отверстия (глаза, уши, нос и т.п.), перерождение будет в одном из высших миров — людей, асуров или богов (хотя все равно в самсаре).

Поэтому, во время практики пховы, сначала нужно специальным образом заблокировать все отверстия, так чтобы открытым оставалось только отверстие на макушке головы.

Когда сознание выходит из тела через это отверстие, человек перерождается в Чистой Земле за пределами самсары; там, где условия для практики совершенны.

Что там с мозгом

Медитация будет особенно полезна тем, кому тяжело расслабиться: во время медитации в мозгу усиливается альфа-ритм, а он обычно преобладает именно когда человек расслаблен. Расслабление придёт с опытом: частые практики медитации научат расслабляться быстро и глубоко. Эффект сохраняется и после завершения медитации: состояние остаётся в мозгу ещё какое-то время.

Альфа-ритм легко растревожить: достаточно бросить на пол монетку, в мозгу тут же начнётся анализ, и альфа-ритм исчезнет. Опытные медитанты погружаются в медитацию так глубоко, что не реагируют на внешние раздражители. 

В состоянии глубокой медитации у человека в мозгу появляются альфа-тета качели: альфа-ритм сменяется тета-ритмом. Тета-ритм обычно возникает, когда мозг решает сложные задачи. То есть во время медитации в мозгу происходит работа. Какая это работа, зависит от намерения: часто перед началом медитации практикующий формирует намерение. Намерение формируют в настоящем времени: так, будто это уже случилось. 

У опытных медитантов во время практики в мозгу появляется быстрый альфа-ритм частотой 10–12 колебаний в секунду. Быстрый альфа-ритм передаёт состояние внимания и погружённости, медленный ритм частотой 7–9 колебаний ориентирован на запоминание

Регулярная медитация улучшает память и внимание. 

У тех, кто регулярно практикует медитацию, активизируется область островка Cortex Insula внутри височной области. Cortex Insula активируется, когда человек сопереживает другим. Активация островка поможет развить эмпатию, способность понимать состояние другого человека. Чем лучше мы распознаём эмоции других людей, тем проще вести переговоры и общаться.

У медитантов увеличивается плотность серого вещества в островке и гиппокампе. Пока человек медитирует, у него увеличивается мощность связей между нейронами. Чем больше связей, тем большими возможностями обладают участки мозга. В области островка за 8 недель регулярных практик медитации увеличивается толщина коры — образуется больше нервных клеток. Мозг быстрее и лучше обрабатывает информацию, легче принимает решения. 

Феномен посмертной медитации называется тукдам

Буддисты под термином тукдам понимают долгое отсутствие в теле любых изменений после физической смерти. Российские ученые провели личное обследование тел монахов в состоянии тукдам. У 4 монахов были взяты на анализ пробы тканей.

Проблемой для исследований стала эпидемия коронавируса. Пару лет назад по согласию Далай-ламы в буддийских монастырях на Тибете и в Индии начали работу центры по научным исследованиям медитации. Благодаря разным методам и новейшей аппаратуре была собрана психофизиологическая информация от более сотни монахов из различных монастырей.

В состоянии тукдам человек может находиться пару дней или недель. Ученые, кроме анализа тукдама, хотят также создать новейшую лабораторию в области психофизиологии в монастырях. Определенная медитация может реально снижать в теле его восприятие внешних сигналов. Феномены тукдама были подтверждены двумя разными группами ученых. Это была российская и американская группа Ричарда Дэвидсона.

Эксперты продолжают изучать в тукдаме его физиологические и биохимические особенности. Их интересуют подробности изменения мозговых нейронов. Также ученые анализируют особое состояние тела, которое не разлагается, вопреки констатации смерти. Российские ученые смогли проанализировать четыре случая тукдама.

О медитации

Медитация — это психическое усилие: человек в состоянии бодрствования сосредотачивается на внешнем или внутреннем объекте. Такая концентрация ведёт к ощущению целостности: человек сливается с объектом, который исследует внутри себя. В результате практики медитации появляется ощущение гармонии.

Медитация бывает глубинной и содержательной. Во время глубинной медитации человек обращается к своим внутренним образам и обретает ощущение пустоты. Содержательная медитация добивается того же, но работа происходит с внешним объектом. Например, вы лежите на траве, смотрите на облака и увлекаетесь процессом: наблюдаете, как плывут облака, как развеваются, как трансформируются. В какой-то момент вы забываете, где находитесь. Это значит, что медитация уже идёт: через внешний физический объект вы работаете с внутренним состоянием. 

Для того чтобы медитировать, не обязательно сидеть неподвижно в позе лотоса — медитация может быть активной, например во время бега или танца. 

Медитировать можно где угодно: дома, обложившись благовониями, в офисе в окружении коллег или в пробке. Сосредоточиться на чём-то на дороге или в офисе будет сложнее, но постепенно можно научиться «отключать» внешний мир.

Если не знаете, с чего начать, начните со сканирования тела снизу вверх. Если медитируете дома, попробуйте закрыть глаза, за рулём глаза закрывать не стоит. 

Вывод

В двух словах, наука подтверждает опыт миллионов практиков: медитация поможет сохранить ваше здоровье, предотвратить некоторые заболевания, сделает вас счастливее и повысит производительность вашего организма, как на физическом, так и на психическом уровне.

Если у вас остались какие-то вопросы из этой статьи, пожалуйста, оставьте комментарий, так я узнаю, что я на правильном пути в этом блоге.

Моя миссия — донести важность медитацию и личностного роста до миллионов людей. Если вам нравится это дело, пожалуйста, сделайте глубокий вдох и поделитесь этим постом

Подписывайтесь на телеграм канал, чтобы ничего не пропустить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ск-Бриз
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: