Содержание:
Любопытно и в то же время иронично видеть, как человеческий разум — одна из величайших загадок, с которыми когда-либо сталкивалась наука. Этот орган, защищенный костями черепа, весом от 1300 до 1500 граммов и состоящий из примерно 86 миллиардов нейронов, до сих пор остается одним из наших великих неизвестных.
Мы еще многого не знаем о человеческом разуме. Многие вопросы еще ждут ответа. И в этом контексте разные психологи и неврологи на протяжении всей истории вносили свои идеи, теории и гипотезы о функционировании психических процессов.
И, без сомнения, одна из самых интересных теорий — та, которая разделяет человеческий разум на три уровня: сознательный, бессознательный и подсознательный.. Имея четкую основу в исследованиях и вкладе Зигмунда Фрейда, отца психоанализа и одной из наиболее значимых интеллектуальных фигур прошлого века, эта гипотеза дает нам удивительное понимание природы нашего разума.
Но что такое сознание? А бессознательное? А какую роль играет подсознание? Как они связаны друг с другом? Где каждый? В чем разница между ними? Они такие разные? Если вы хотите найти ответы на эти и многие другие вопросы, вы попали в нужное место. В сегодняшней статье мы исследуем нейропсихологические различия между сознательным, бессознательным и подсознательным.
Рекомендуем прочитать: «15 типов интеллекта (и их характеристики)»
Структура интеллекта
Как мы с вами убедились, отказ от шаблонов лежит в основе не только развития интеллекта, но и любых эволюционных процессов в целом. Однако наука, как всегда, интерпретирует «содержимое» набора интеллектуальных способностей по-разному.
Особого внимания заслуживает концепция, разработанная на заре XX века английским профессором психологии Чарльзом Эдвардом Спирменом.
Согласно его теории, структура интеллекта формируется из трех статистически связанных составляющих:
- фактор G – общая способность к мышлению (интеллект вообще);
- фактор S – умение решать особенные задачи (специфические способности);
- групповые факторы.
Последние лежат на стыке первых двух и включают способности к оперированию цифрами, умение понимать слова, бегло воспринимать, анализировать и воспроизводить информацию.
Помимо этого, среди них есть логика, ассоциативная память, пространственное мышление. Сегодня в Сети можно найти немало тренингов, нацеленных на развитие какой-нибудь из вышеупомянутых характеристик.
А вот клинический психолог Говард Гарднер, проведя ряд исследований по вопросам интеллекта, пришел к выводу о существовании его множественных видов, что обуславливает необходимость дифференцированного подхода при воспитании человека (это как?).
Ученый выделил лишь несколько из великого множества типов интеллекта, которые можно считать самыми распространенными:
- логико-математический (способность мыслить абстрактно);
- внутри- и межличностный;
- лингвистический;
- музыкальный;
- пространственный;
- телесно-кинестетический.
Как утверждал Гарднер (а он, кстати, является автором теории множественного интеллекта), все эти типы равнозначны, и только общество с его предрассудками придает большее или меньшее значение какому-либо из этих видов.
Мышление
Мышление – один из когнитивных процессов. Речь идет, в основном, о работе с информацией, идеями, концепциями. Мышление позволяет человеку находить корреляции, решать проблемы.
Функции мышления:
- формирование концепций;
- распознавание и поиск отношений;
- решение проблем;
- создание чего-то нового.
Результатом является новая информация, опыт, знания.
Свойства
В отношении мышления различаются несколько свойств:
- Конвергенция. Возможность придерживаться определенной темы, идти по линии логического контекста.
- Дивергенция. Также называется художественным, творческим мышлением, характеризуется широким спектром возможностей.
- Мировоззрение. Определяет, насколько широкие знания и проблемы человек может включить или решить в мышлении.
- Глубина. Определяет, насколько человек может вдаваться в детали проблемы (например, посредством анализа).
- Точность (надежность). Определяет, насколько логичны, практичны, правильны идеи.
- Независимость. Способность решать проблемы может быть более или менее обусловлена помощью других людей.
- Гибкость. Способность оторваться от мыслительных стереотипов, находить наиболее эффективное решение данной проблемы (например, преодоление функциональной фиксации).
- Критичность. Способность провести критический анализ отдельных знаний, процесса решения проблемы.
Типы
Мышление делится на несколько типов по различным параметрам.
Конкретное VS Показательное VS Абстрактное:
- Конкретное – непосредственно относится к практическим предметам, человек думает, что он сделает. Этот вариант непрактичен, длителен, утомителен.
- Показательное – прежде чем начать что-то делать, человек представляет, как это будет происходить. Этот вариант более практичный и быстрый.
- Абстрактное – человек не представляет никакие предметы, думает абстрактно. Так, например, решаются математические уравнения.
Аналитическое VS Синтетическое:
- Аналитическое – анализирует целую вещь, делит ее на более мелкие части, которые снова анализирует.
- Синтетические – объединение знаний и фактов в одну концепцию.
На практике часто используются оба типа.
Конвергентное VS Дивергентное:
- Конвергентное – поиск одного правильного решения.
- Дивергентное – поиск всех возможных вариантов решений.
Ввиду сходства этих типов, они также часто применяются вместе – сначала дивергентное мышление, затем – конвергентное.
Рассуждение
Это процесс мышления, в котором выводы основаны на информации.
Способы рассуждения:
- Дедукция – вычитание выводов для конкретного случая из общих правил (из множества определяется один). Пример: Сократ – это человек → человек смертен → Сократ смертен. Дедукция никогда не приносит никакой новой информации.
- Индукция – идет в обратном направлении, чем дедукция – от одного к множеству. Речь идет об установлении общих правил на основании конкретных случаев. Пример: у Петра есть машина → у Александра есть машина → у всех мужчин есть машины. Индуктивные суждения всегда применяются только с определенной вероятностью, никогда не со 100%. Все научные теории основаны на индуктивном суждении.
Мыслительная операция и решение проблем
Мыслительные операции – это целенаправленное умственное манипулирование психическим содержанием, направленное на решение, как теоретических, так и практических проблем.
Мыслительные операции делятся на 2 категории:
- Логические операции – регулируются точными правилами, которые не следует нарушать. В процессе решения проблемы человек следует алгоритму (точно так же, как компьютер). Решение – верное и точное. Однако в повседневной жизни это непрактичный и длительный путь.
- Эвристические операции – сокращенная практика мышления, приводящая к результатам без индивидуального рассмотрения всех вариантов и альтернативных подходов. Результаты оцениваются с точки зрения подходящих/неподходящих. Этот вариант чрезвычайно быстрый и эффективный по сравнению с предыдущим, но он также обременен высоким процентом ошибок.
Виды
Если рассматривать ум как сознание, то выделяют первичную и вторичную разновидности. Рассмотрим, что это означает.
- Так называемый первичный вид ума — это наше осознание таких базовых чувств, как слух, осязание, обоняние, зрение, вкус.
- А вот вторичным называют все наши чувства: любви, страха, уважения, ненависти и прочее. Таким образом, этот вид ума — все наши концепции, мысли после восприятия предмета и вещей нашими органами чувств.
Разницами между этими составляющими лишь в способе познания. Вторичный ум отвечает за более сложные чувства, которые могут быть только у человека (все его приязни и неприязни, например). Мы сначала с помощью зрения видим предмет — кружку, а потом можем вспомнить, что это наш любимый цвет у нее, и понять, что кружка нравится. Но оба вида ума между собой взаимосвязаны.
Уровни интеллекта
Выше уже неоднократно упоминались тесты на интеллект и эрудицию, в частности, шкала Айзенка.
Логично, что тестирование интеллекта проводится индивидуально по каждому виду интеллекта. Поэтому психологи используют в работе одновременно 5-8 видов тестирования. Обычно к ним относятся тесты Кеттелла, Гилфорда, Векслера, Равена, Амтхауэра, Беннета, Айзенка, Гоулмана и Гарднера.
В чём измеряется интеллект человека? Независимо от вида тестов, единицей измерения являются баллы. При этом в зависимости от того, какая шкала оценивания используется, определяются нормы тестирования. Так, интеллектуальный уровень человека по шкале Айзенка определяется так:
- 1-70 баллов – низкий коэффициент интеллекта;
- 71-84 – ниже среднего;
- 85-115 баллов – средний;
- 116-144 баллов – интеллект выше среднего;
- 145-159 баллов – высокий уровень интеллектуального развития;
- 160+ – гениальность.
Для определения уровня эмоционального интеллекта (EQ) чаще всего используется тест Гоулмана. В нём оценивается уровень развития таких навыков, как эмоциональная восприимчивость, самоконтроль, эмпатия и управление отношениями. Согласно теории Гоулмана, низкий эмоциональный интеллект – это не приговор, а повод для саморазвития.
Чтобы объективно оценить уровень интеллектуального развития человека, психологи сначала проводят предварительную беседу, в ходе которой определяют особенности мышления человека. В зависимости от того, какие способности у него больше развиты, они подбирают подходящий тест.
Интеллектуально развитый человек – это не обязательно эрудит вроде Анатолия Вассермана. Тесты позволяют оценить способности любого человека, в том числе маленького ребёнка. В этом психологам помогают признаки низкого интеллекта – плохая обучаемость, неспособность воспринимать и использовать полученную информацию, нежелание развиваться.
Незаурядный интеллект – это не повод для отказа от социализации. В большинстве своём умственно отсталые люди мало отличаются от других представителей социума. Главное – признать наличие проблемы и начать работать над её решением, развивая умственные способности.
Внезапное чихание
Если вы не знаете, почему постоянно думаете об одном человеке, но хотите понять, интересуется ли он вами, то можете обратиться к еще одному поверью. Вы внезапно чихаете, особенно несколько раз? Скорее всего, кто-то по вам скучает. Опять же, если вы просто заболели или страдаете от аллергии, то никакой подоплеки в этом нет.
Также часто бывает, что человек ни с того ни с сего начинает краснеть. То есть находится в спокойной атмосфере, до этого не был на холоде, никак не менял свою деятельность, но тем не менее он начинает краснеть. Это даже больше похоже на жар. Если с вами такое случается, то будьте уверены, что кто-то о вас думает, возможно, его мысли ушли далеко за пределы приличия.
Что такое интеллект?
Интеллект — это в психологии качество человеческой психики, сочетающее в себе разные способности: память, внимание, мышление и др. Определяя уровень интеллекта, психологи могут сказать, насколько развиты у человека способности к обучению, абстрактному мышлению, пониманию мира, использованию на практике полученных ранее знаний и опыта
Интеллект, с точки зрения психологии – это главный двигатель эволюции. Учёные считают, что от того, с какой скоростью развиваются интеллектуальные способности животных, зависит выживание вида. Более того, по мнению многих антропологов, именно стремительное развитие интеллектуальных способностей у первобытных людей стало причиной того, что человечество смогло пережить многочисленные катаклизмы и достигнуть нынешнего положения главенствующего вида на планете.
Однако отвечая на вопрос, что такое интеллект человека, нельзя упускать из виду и другие качества. Сам по себе высокий уровень интеллекта ничего не даёт, если у человека не развиты другие качества и способности.
Например, тот же Стивен Хокинг смог реализовать себя в области теоретической физики, так как обладал способностями к логическому, пространственному, ассоциативному и абстрактному мышлению, а также сбору, систематизации и анализу информации. А вот Арнольду Шварценеггеру и Дольфу Лундгрену высокий уровень интеллекта стал только подспорьем в карьерном росте. Другими словами, интеллектуальность — это только один из компонентов успеха. Причём, как показывает пример Сильвестра Сталлоне, совершенно необязательный.
Кстати, рассматривая сущность понятия «интеллект», нельзя не вспомнить об искусственном интеллекте. Десятилетиями люди спорят о том, смогут ли машины или роботы полноценно заменить человека, мыслить наравне с ним.
Сейчас активно развиваются интеллектуальные системы, позволяющие частично заменить человека на работе и в быту. Однако такие сферы человеческой деятельности как культура и искусство, остаются для них недостижимыми. Поэтому понятие «интеллект» в его первоначальном значении нельзя применить к искусственным механизмам. Интеллектуальные способности – это прерогатива живых существ.
Возможно, в будущем всё изменится. В пользу этого говорит то, что в перечень особенностей интеллектуальных систем входит многоуровневая система сбора и анализа информации, логика, память, способность к прогнозированию и сознание. Все эти характеристики, кроме сознания уже есть в современных машинах. Ну а пока заниматься наиболее сложной умственной деятельностью людям приходится самостоятельно.
Все люди разные
Т.е. третьестепенные признаки — это общие характеристики для Жителей, Людей, Человеков, Асов; у них у всех есть физическое тело, все дышат воздухом, едят пищу, спят, размножаются. Но раз мы их выделили в отдельные группы, значит, каждый имеет что-то своё, допустим, Жители живут инстинктами. Т.е. инстинкты есть у всех групп, но у Жителей инстинкты превалируют, и их Образ мысли построен в соответствии с инстинктами. Пример — инстинкт самосохранения, и на Жителя влияют чувства, которые связаны с инстинктом: чувство голода, чувство жажды, чувство страха, чувство размножения, чувство взаимосуществования, чувство ограниченности данного мира (чувство ограниченности жизни). И заметьте, чувство голода, страха также влияет и на Человека, но ты же можешь перебороть чувство голода или чувство жажды, а значит точно также можешь перебороть и чувство страха
Кроме того, чтобы на Жителей не давило чувство ограниченности данного мира, они должны подняться на новую ступень, поэтому для них ещё важно чувство познания, оно им тоже присуще, чтобы подняться на новый уровень. В среде Жителей есть даже выражение: «жить по-людски»
А когда Житель начинает жить по-людски, он как бы начинает переходить в группу «Люди». Точно также, живущим в категории «Люди», чувство познания даёт «жить по–человечески». Т.е. Жители мечтают жить по-людски, Люди мечтают жить по-человечески, а когда переходят в систему «Человеки», они мечтают и пытаются жить по-Божески. Но допустим, для Жителей жить по-Человечески и по-Божески, это что-то из области фантастики, потому что у них Образ мысли абсолютно разный.
Жители — превалирует система выживания, т.е. желание быть сытым, обутым, одетым, что-то создать материальное для своей семьи, для своих потомков.Люди – в этой категории мыслят уже не просто выжить, а всё должно быть чувственно, красиво, благоустроенно. Т.е. не просто срубили дом, а надо придать красоту, уют.Человеки — не просто красота и уют, а здесь ещё система, где отдыхают Душа и Дух, наполняется каким-то смыслом.Асы — здесь Образ мысли совершенно другой. Жизнь в данном Явном Мире рассматривается уже как система посещения одного класса в школе: сдал экзамены, перешёл на более высший уровень, т.е. жизнь более Духовная, более насыщенная, и как бы сейчас сказали — просвещённая жизнь.
Основные отличия ума от разума
Умный человек принимает решения, основываясь на опыте: «так я делал – не вышло, теперь буду делать так».
Разумный человек подключает информацию о своем состоянии, об окружающей обстановке: «хочу ли я делать так? Почему я вообще должен это делать? Для чего мне нужно искать пути решения, и к какой цели я должен прийти?».
Умный попробует множество действий, он будет искать путь, пока не найдет. Разумный человек будет анализировать каждое действие, прислушиваться к своим ощущениям, искать причины неудач, и с чем они связаны.
Главные отличия:
Умный ставит цель для самоутверждения. Разумный наслаждается процессом, проживает каждый момент, анализирует свое состояние.
Фото автора RF._.studio: Pexels
Умный достигает задачи всеми путями, иногда пренебрегая своим здоровьем. Разумный нацелен на свои чувства, на внутренне «Я». Он действует, исходя из своих потребностей.
Ум действует исходя из опыта, разум подвластен интуицией.
Умный человек промолчит, когда не согласен с кем-то
Разумный преподнесет свою точку зрения, если ему это важно, при этом, не посягая на чувства и мысли другого.
Ум ищет во всем опыт, а разум – источник вдохновения.
Ум решает вопросы с физической оболочкой человека, а разум с духовной.
Все это говорит о том, что ум и разум в равной степени должны сочетаться в человеке. Ум – это первая ступень к получению информации, ее анализу. А разум – проводник к дальнейшим действиям.
Разум прокладывает дорогу, ум проверяет ее на надежность. Вместе они ведут к получению желаемого, к реализации потребностей. Тем самым соблюдаются общепринятые нормы, правила, но при этом учитываются чувства и желания самого человека.
Разум – это высшая степень мышления. Это другой уровень понимания. Разум всегда выше ума, он способен подчинить его, возглавить мыслительный процесс. Ум является лишь инструментом, который разум использует вместе с чувствами и душей человека, чтобы добиться гармонии с миром.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что отличие ума от разума в их понимание мира. В одном случаи – это анализ и логика, в другом – интуиция, образы. При этом ум чаще всего эгоистичен, а разум создает ситуацию благоприятную для себя и окружения. Он как бы покрывает все вокруг мягким покрывалом, создавая комфортную и безопасную среду.
Противоречия
Привлекательность — это самая загадочная и малопонятная область человеческого поведения. Она практически не исследована учеными. Никто не может ответить на вопрос: что делает другого человека симпатичным? И хотя мы привыкли считать, что существуют «универсальные» стандарты красоты, разные люди находят привлекательными различные черты личности или внешности. Очень часто мы не можем понять, что мы нашли в другом человеке. Но нужно признать, привлекательность редко ограничивается только физическими чертами. Мы выбираем вторую половинку на основе множества критериев и внешность лишь одна из них. Ученым только предстоит разобраться в этой загадочной проблеме. Но похоже, новый термин пришел, чтобы остаться надолго. Сегодня модно быть интеллектуалом. Возможно, это еще одно доказательство, что традиционные представления о привлекательности уходят в прошлое, и мы начинаем ценить интеллект человека. Кроме того, мы все более открыто говорим о сексуальности. И конечно, это повлияло на наши представления о привлекательности.
Вместе с тем, у нового слова появилось много критиков, которые считают, что этот термин нельзя считать «настоящей» сексуальной ориентацией. Другие люди полагают, что это слово просто не вписывается в бинарную гендерную систему, к которой мы привыкли. Некоторые критики нового термина считают, что использование интеллекта как критерия привлекательности может создать проблемы в будущем. Наконец, многие ученые считают, что невозможно назвать критерии «умного» человек. Сапиосексуалы встречаются с людьми, которых они считают «умными». И для многих людей новый тренд выглядит как декларация собственного превосходства. Поэтому их очень часто считают снобами. Конечно, мало кому может понравиться интеллектуальное превосходство. Но нужно признать, всегда были люди которые ценили интеллект выше других качеств. Это не просто сиюминутная мода или новая тенденция дейтинга. Мы можем найти множество примеров похожего поведения в культуре. Например, герой Джейсона Шварцмана из фильма «Академия Рашмор» (1998). Очевидно, Макса Фишера привлекает не внешность, а возможность интеллектуального общения.
Как развить умственные способности у ребенка?
Этот этап воспитания ни в коем случае нельзя упускать, так как если не заниматься с ребенком, то в будущем, когда он станет подростком или взрослым, у него могут появиться проблемы с отставанием от сверстников.
Для того чтобы ребенок вырос умным, нужно давать ему игрушки, направленные на развитие моторики, логики, интеллекта, на проявление талантов и др. Ум ребенка в раннем возрасте очень подвержен тому, чтобы впитывать информацию как губка и легко ее усваивать. Поэтому этим стоит воспользоваться.
Желательно также сделать так, чтобы дитя контактировало со сверстниками. Это поможет ему социализироваться, а этот фактор, как известно, тоже может в значительной степени повлиять на умственное развитие. Для этой цели детей как раз и водят в садик
А также там уделяют должное внимание занятиям, развивающим чтение и другие навыки. Плюсом является и то, что при учебе с другими людьми, а не с родителями, ребенку захочется меньше лениться и уставать
Родителям следует также очень должное внимание уделять обучению чтению. Вводить это постепенно и ни в коем случае не давить, если ребенок устал и уже не хочет заниматься, так как в таком случае у него может выработаться неприязнь к этому процессу
Еще не стоит пренебрегать диалогами с чадом, нужно не только отвечать на его вопросы, но и задавать самому, чтобы он научился выражать свои мысли и лучше говорить.
Вот 3 типа разумов, предложенных учеными и экспертами:
1. Текучий разум (имеет адаптивный и случайный подход)
Люди с текучим разумом, как правило, непоследовательны по своей природе и обычно верят в девиз «нужно плыть по течению». Им трудно контролировать себя, и обычно они нуждаются в большом количестве указаний от других людей. Люди с текучим разумом борются с чувством неуверенности.
Таким людям, как правило, трудно проявлять инициативу и принимать решения самостоятельно, и именно поэтому они в конечном итоге делегируют свои задачи другим людям, которые, по их мнению, более способны и ответственны. Из-за отсутствия решимости они не могут ставить цели, и в большинстве случаев они заканчивают тем, что сдаются на полпути. С другой стороны, они предпочли бы, чтобы другие люди ставили перед ними свои цели и подталкивали их к достижению этих самых целей. Проще говоря, они отличные подчиненные, но никак не лидеры.
Люди с текучим разумом, как правило, более расслаблены и беззаботны, и не всегда сосредотачиваются на том, чтобы делать все идеально. Они полагаются на свою спонтанность, когда речь заходит о жизненном опыте и жизненных уроках. Такие люди не одержимы идеей контролировать все и всегда выбирают решать вопросы по мере поступления, вместо того чтобы всегда следовать строгому плану.
2. Ригидный разум (сопротивляется новым идеям и изменениям)
Полная противоположность текучему разуму — это ригидный (или жесткий) ум. Это один из тех типов сознания, которые характеризуются полным отсутствием неопределенности и сильной потребностью в контроле. Люди с ригидным умом, как правило, имеют таких же ригидных родителей, и эта ригидность, которую они демонстрируют, иногда является формой защитного механизма.
Когда вы сосредотачиваетесь на твердых идеях и всегда ищете стабильность во всем, это дает вам определенное чувство контроля и защищает вас от непредсказуемости. Вот почему люди с твердым разумом идеально подходят для работы, которая включает в себя твердую дисциплину и соблюдение правил. С другой стороны, их дисциплина и жесткость могут сделать их поверхностными. Из-за своего жесткого разума они никогда не расслабляются, не останавливаются и даже просто не нюхают цветы. Они всегда предпочтут делать все упорядоченно и всегда будут следовать правилам, несмотря ни на что.
Людям с ригидным мышлением трудно выйти из своей зоны комфорта, и они не проявляют никаких признаков творчества. Это заставляет их делать одно и то же снова и снова, что приводит к большой скуке. Они ненавидят отказываться от контроля и чувствуют себя крайне неуютно, когда им не удается удержать вожжи, что приводит к их большим страданиям.
Другие пользователи читали: Психологическая гибкость — 5 способов ее развить
3. Гибкий разум (уравновешенный и открытый)
Люди с гибким разумом легко приспосабливаются, но в то же время они не похожи на текучих людей, то есть они не принимают все подряд, что им встречается на жизненном пути. Их природа и мышление более творческие и умные. На самом деле, они податливы и никогда не навязывают свое мнение другим, но, в то же время, они отказываются вести себя бесхребетно.
Гибко мыслящие люди, как и следует из названия, очень гибкие и непредубеждённые. Они не придерживаются строгого поведения и не просто бездумно соглашаются со всем. Вы можете говорить с ними о чем угодно, не чувствуя осуждения, так как даже если они не согласны с вами, они никогда не заставят вас чувствовать себя ниже их. Они всегда открыты новым идеям и разнообразным мнениям и никогда не верят, что только то, как они считают, правильно.
Все эти качества делают их скромными и дружелюбными людьми, с которыми можно очень хорошо ладить, без каких-либо сложностей. Их позитивная и вдохновляющая природа всегда заставляет людей чувствовать себя комфортно и безопасно в их присутствии.
Еще статьи из этой рубрики:
- Три способа преодолеть негативное мышление
- Психологическая гибкость — 5 способов ее развить
- 12 безотказных способов выявить в себе лучшее
- 11 обещаний, которые вы должны дать себе и хранить вечно
- 8 знаков вашей интуиции, которые вы никогда не должны игнорировать
- Самое подходящее время, чтобы начать воплощать свои мечты
- Ваша самооценка
- Концентрация или многозадачность — что лучше
- Как начать жизнь «с чистого листа»
- 3 совета, как научиться доверять себе
Ты всё делаешь правильно!